Главные разговоры у автомобилистов, собирающихся в отпуск, - состояние дорог, по которым предстоит путешествовать. Не минула сия участь и меня. Несколько лет подряд езжу в Нижний Новгород по дороге через Медвежьегорск на Вологду. Естественно, стал расспрашивать тех, кто уже проехал по этому маршруту, о состоянии дорожного полотна, тем более что на себе пришлось не единожды испытать ямы и рытвины на участке между Медвежьегорском и Пудожем. После прошлогодней поездки пришлось даже заменить два колесных диска.

Оценки у моих собеседников были диаметрально противоположными: одни говорили, что дорога убитая, другие были настроены более оптимистично. Взвесив все, решил ехать через Вологду, учитывая то обстоятельство, что на этом маршруте расстояние до Нижнего Новгорода сокращается почти на 500 километров с поездкой по Ленинградке. И не только. Известно, что на Ленинградке интенсивное движение автотранспорта, особенно дальнобойщиков, а на прежнем моем маршруте можно ехать десятки километров и не встретить ни одной большегрузной автомашины. Только после Вологды и Ярославля интенсивность движения возрастает.

Каковы впечатления от состояния дорог? За несколько лет трасса М-18 кардинально изменилась в лучшую сторону. Еще года три тому назад дорога от Мурманска до Оленегорска представляла из себя сплошные рытвины и вдрызг разбитый асфальт. Сейчас езда - одно удовольствие.

Во время поездки от Кандалакши до Зеленоборского вдруг ощутил себя, как на дороге в Финляндии: никто не обгонял, не лихачил. Увы, ларчик открывался просто: возле поста ДПС под Кандалакшей во главе ряда появилась полицейская машина, которая все время двигалась со скоростью 90 километров в час, собрав за собой приличную колонну автомобилей. Обогнать ее никто не рискнул. Но сразу же после Зеленоборского колонна рассосалась, поскольку здесь ушла в сторону с трассы автомашина ДПС.

Собираясь в отпуск, водителю обязательно нужно узнать график проведения взрывных работ на трассе между Зеленоборским и Лоухами, чтобы не пережидать, когда произведут взрывы и расчистят дорожное полотно. Здесь на нескольких участках дороги проводятся масштабные ремонтные работы, доставляющие неудобства, с которыми нужно смириться, ведь дорогу строят для нас с вами.

Первую заправку я всегда делаю на АЗС возле Пушного. Есть АЗС перед поворотом на Кемь, но там бензин гораздо дороже. Кстати, в Пушном мне однажды пришлось заплатить штраф за превышение скорости в населенном пункте. Это запоминается надолго. Но сейчас здесь сотрудники ДПС не дежурят - эту задачу выполняет видеофиксатор скоростного режима, установленный на обочине дороги.

Есть причины посетовать на плохую дорогу между поворотом на Беломорск и Сегежей. Но в целом поездка оставляет приятное впечатление.

Километров за 15 до Медвежьегорска еще один участок ремонта дорожного полотна, где происходит задержка, так как движение одностороннее, и по очереди пропускают сформированные потоки машин. В них набирается до четырех десятков автомобилей.

Что касается дороги от Медвежьегорска до Пудожа, то она состоит из нескольких участков с великолепным покрытием, а вот примерно посередине двухсоткилометрового отрезка находится приличный кусок, который дорогой язык не поворачивается назвать. В Карелии в последние годы немало делается для ремонта дорог, но вот по этому участку явно высшее руководство республики не ездит, иначе меры приняло бы хотя бы для ямочного ремонта. Хотя, может быть, это своеобразная борьба с безработицей в депрессивных поселках Карелии. Мастерских по ремонту подвески и шиномонтажу на этом участке трассы более чем достаточно. И в них действительно есть необходимость.

На этой дороге сотрудники ДПС могли бы штрафовать водителей поголовно, ибо не выезжать на встречную полосу движения просто невозможно, объезжая приличной глубины ямы. Но если не гнать на большой скорости, то, затратив некоторое время, преодолеть этот участок трассы, объехав все выбоины, можно безболезненно.

Что касается отдыха в пути, обычно останавливаюсь в Вытегре, оставив позади 1150 километров. Но номер заказываю заранее. Два раза останавливался в Малой Медвежке, где можно отдохнуть на берегу Онежского озера: здесь построены великолепные домики, предоставляют лодки, удочки и даже наживку для рыбалки. Одна беда - недешевое это удовольствие. Цены по сравнению с той же Финляндией раза в два выше.

К сожалению, приходит в упадок дорога в сторону Вологды, которой раньше восхищался. Но от Вологды до Ярославля она в очень приличном состоянии. После строительства вокруг Вологды и Ярославля объездных дорог миновать эти города стало проще.

Как всегда с трепетом подъезжал к Иваново. Вот уже десяток лет транзитом еду через этот город и каждый раз отмечаю, что и в городе, и на трассе ивановцы ездят не по правилам, а по понятиям. Несколько раз пришлось уходить на обочину, когда по встречке не ехали, а летели автомобили. Культура вождения у местных автомобилистов отсутствует напрочь. Да и общепринятые правила поведения здесь не в почете. В Мурманской области при выезде со второстепенной на главную дорогу, если идет сплошной поток автомашин, тебе могут позволить вклиниться в колонну. Ни в Вологодской, ни в Ярославской, ни в Ивановской областях это не принято. У нас, если видишь спешащую сзади автомашину, показываешь правый поворот, давая понять, что можешь меня обгонять, в ответ «аварийкой» тебе просигналят благодарность. Здесь об этом не имеют понятия. Не сигналят фарами и о стоящих на дороге сотрудниках ДПС, а в ответ на твой сигнал не поблагодарят поднятой рукой.

Фото: Банько Юрий
Приходится выезжать на встречку.
Фото: Банько Юрий
Ремонт Ленинградки.
Фото: Банько Юрий
Эх дороги...
Юрий БАНЬКО.