«А на что вы готовы ради главного приза?» - так звучит основной вопрос во многих бонусных акциях. Подобные розыгрыши частенько устраивают пивные компании, да и не только. Так и хочется ответить: ради главного приза я готов посадить печень, ведь, чтобы получить, к примеру, футболку, нужно отправить 10 кодов, написанных на крышках, сумку - 20, часы - 45.

К слову, ради приза иные граждане готовы на любые жертвы, даже взломать компьютерную программу. Так, участникам акции одной пивной компании предлагалось отправлять коды, найденные под крышкой, при помощи SMS. Однако розыгрыш через несколько дней пришлось срочно остановить - группа студентов-программистов, воспользовавшись пренебрежением организаторов, составивших довольно простой вычисляемый алгоритм выигрышных номеров, зарегистрировала все бонусные коды за первые три дня акции. Надо отдать должное компании, абсолютно всем успевшим отправить заветные наборы цифр призы были доставлены, ведь точно-то не определишь, кто из участников смошенничал, а кто действовал по правилам.

Любовь русских людей к халяве поистине неистребима. При этом поговорка о бесплатном сыре как-то сама собой забывается, стоит только узнать, что за покупку той или иной вещи полагается некий бонус. Бонусы разные: поездка на крупный спортивный чемпионат, на курорт, а то и автомобиль... Однако сыр в мышеловке частенько оказывается зачерствевшим и испорченным, вовсе не таким, как мечталось.

В конце марта мама дала мне пять чеков - оплата бензина на одной из крупнейших сетей автозаправок страны. Оказывается, эта компания проводила акцию - заправься на определенную сумму и получи приз. Причем акция касалась строго оговоренных АЗС. Так, за пять чеков по 800 рублей каждый полагалась термокружка. За подарком я пошла в ближайшую к дому заправку. На мой вопрос, где можно получить приз, продавцы молча показали на объявление. Оно гласило: «Выдача призов производится по пятницам с 17.00 до 19.00, по субботам с 14.00 до 18.00». И два адреса: один в Ленинском округе, второй - в Первомайском. Дождавшись заветного дня, отправилась туда. В здании заправки народу набилось, как в застойные восьмидесятые за колбасой.

- А эти жетончики нужны? - спрашивает мужчина человека за три впереди меня.

Но ближайший его сосед оказывается столь же неосведомлен:

- Не знаю, они вроде бы в предыдущей акции участвовали. У меня вот анкета есть, не знаете, она понадобится?

Подобных диалогов - множество. Делаю вывод: не одна я такая, не разбирающаяся в правилах акции. Дружно стоим, ждем. Стоит отметить, очередь двигалась достаточно энергично. Затормозился процесс аккурат на молодой паре передо мной.

- Призы закончились еще две недели назад, - объяснил им представитель нефтяной компании. - Да, акция недавно началась, но призов на всех желающих в нашем регионе не хватило. Те, кто пришел первым, в курсе. Мы составили список, заказали подарки и сейчас их раздаем. А кто не успел, может отправлять чеки по почте. Фирма пришлет вам подарки.

- Почему об этом не сказано на сайте? Или на других заправках? Мы сюда приехали из Кировска... - забросали молодого человека вопросами стоящие в очереди. Ответов однако мы на них не получили. Возмущение людей легко объяснимо: по условиям акции заветные чеки выдавали не на всех заправках компании, к тому же призы можно было получить только в Мурманске, в строго определенные дни и часы. Представьте, каково это: приехать, к примеру, из Кандалакши и узнать, что все зря. Правда, признаюсь, я таки отправила чеки по почте и заветную кружку получила. Спустя два месяца...

- Уже несколько лет я заказываю книги через одно крупное издательство, - рассказала мурманчанка Надежда Аникина. - А недавно увидела объявление об открытии еще одного книжного клуба. Его новые участники могут заказать книги по льготной цене - 29 рублей, плюс им полагается две кружки в подарок. Недолго думая, выбрала несколько изданий, благо ассортимент большой, переплет качественный, и, решив сократить время ожидания посылки, стала оформлять заказ через Интернет. И тут меня подстерег первый неприятный сюрприз: каждая книга стоит не 29, а 59 рублей. Ладно, и за эти деньги их в обычных магазинах не купить. Но на сайте и о кружках не было сказано ни слова. Лишь оговорка, мол, вам полагается подарок. Отправила заявку на четыре книги. Через пару недель пришла посылка, и сюрпризы продолжились. Плата за пересыл составила больше, чем стоимость самих книг, к тому же вместо желанных кружек я получила фотоальбом. Самый простенький. Конечно, присланные книги стоят в обычных магазинах дороже, даже с учетом пересыла, но такой обман мне не понравился, и я решила больше не пользоваться услугами этого клуба.

Еще одна ловушка, которая может поджидать участников акций, - неполные правила. К примеру, человек копит некие коды, оформляет заказ сразу на несколько подарков, а на сайте компании пишут: «Извините, одному клиенту полагается только один (два, три) гарантированных приза».

- В одной пивной компании проходит акция: собери набор из трех кружек - по 20 крышек на каждую, - рассказал Николай Семенов. - Я подключил к акции друзей, и мы меньше чем за месяц насобирали необходимое количество баллов. Решили не останавливаться и продолжали регистрировать коды на мое имя, чтобы получить еще один набор. Однако дойдя до нужного количества баллов, мы не смогли оформить заказ. Уже на форуме прочитал, что в одни руки дают только один набор. Ничего, мы зарегистрировали на сайте друга и стали оформлять коды на его имя. Но все равно жаль тех, которые оформили впустую.

- А я не понимаю, почему люди ведутся на такие акции, - высказалась Александра Камынина. - Можно ведь посчитать количество потраченных на покупку товаров денег. И потом прикинуть, сколько «бонусов» можно на них купить. Мне кажется, у людей, которые участвуют в подобных акциях, выработалась своеобразная зависимость, сродни игромании. Ведь порой для них важен не сам подарок, но факт его получения.

Александре можно возразить, ведь не все ради приза готовы покупать ненужный им товар. В основном люди участвуют в акциях тех компаний, чьей продукцией они пользуются. Не будет же, к примеру, некурящий человек зарабатывать бонусы в конкурсе табачной компании. Да и подсчет теоретически сэкономленных денег весьма проблематичен: покупатель не тратит деньги просто так, а получает шоколадку, пиво, сигареты, кофе, чай и возможность выиграть приз.

- Рекламная акция - это специально организованное мероприятие, целью которого является повышение объема продаж, - рассказала маркетолог Илона Миронова. - Ее целями могут быть утверждение позиций на рынке или привлечение внимания аудитории. Эффективность рекламных акций повышает соревновательный аспект. При высокой рыночной конкуренции прибыль получит тот предприниматель, который способен предоставить покупателю наряду с высоким сервисом скидки и подарки. Подарок за покупку - универсальный и наиболее часто используемый инструмент в маркетинге. Интересный бонус неплохо стимулирует потребителя купить продукт. Но если раньше все радовались стопкам и ручкам, то сейчас все чаще приходится придумывать нестандартные подарки. Людей привлекают полезные вещи: кухонные принадлежности, сумки, рюкзаки, зонты, шоколад или чайная ложка к пачке чая, лопатка для салата к майонезу, подарки-игры - например, мишки от «Кока-колы» с возможностью записи и воспроизведения голоса. Для «подарка за покупку» часто используется принцип 2+1: при покупке 2 единиц товара третья - в подарок.

- Маркетологи уже давно поняли необходимость сотрудничества с психологами, поэтому при создании той или иной рекламной акции учитываются именно особенности психологии человека, - прокомментировал психолог Дмитрий Кузьмин. - Бонусные акции относятся к сейлз промоушн. Это реализация коммерческих и творческих идей, стимулирующих продажи изделий или услуг рекламодателя, нередко в короткие сроки. Обычно это происходит так: коллекционируемые портреты известных футболистов, изображения автомобилей разных марок, игрушки, помещаются внутри упаковки товара или на ней. Цель - создание у потребителей ощущения большей ценности фирменных товаров, замаскированных определенным товарным знаком. Также производители могут добавить привлекательности товару скидкой, прочной, красивой и функциональной упаковкой, возможностью выигрыша. Это фактор психологической «подмены мотивации» при осуществлении рекламных акций. Возможно, потребителю и не нужен данный товар, но он приобретает его ради получения подарка. Человек искусственно включается в деятельность, доставляющую ему удовольствие и радость, основанную на удовлетворении каких-то в ряде случаев совершенно не связанных с продвигаемым товаром потребностей.

Екатерина АНДРЕЕВА.