Год назад, 1 сентября 2011-го, в Мурманской области стартовала ведомственная целевая программа «Социальный хлеб». Ее участниками стали четыре хлебопекарных предприятия: «Виктория», «Заполярный хлебозавод», «Апатитыхлеб» и «Хлебопек». Они взяли на себя обязательства выпускать два вида хлеба по ГОСТам и снабжать этой продукцией розничную торговую сеть по фиксированным ценам.

О ходе реализации программы и ее дальнейшей судьбе мы попросили рассказать заместителя председателя - начальника отдела развития АПК и продовольственного рынка регионального отраслевого комитета Марину ГОНЧАРОВУ.

- Марина Михайловна, завоз и продажу социального хлеба планировалось обеспечить во всех муниципалитетах области...

- Это одна из главных задач программы. И она практически выполнена. В этом году наладили доставку в Териберку, и сегодня программа действует на территории всей области, за исключением Островного и Туманного. Социальный хлеб реализуется ежедневно через торговые точки, с которыми заключен трехсторонний договор. С 1 января это мероприятие стало частью ведомственной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Мурманской области» на 2012 - 2015 годы. Кроме обеспечения возможности покупки качественного хлеба по фиксированным ценам у программы есть и еще одна очень важная направленность - модернизация производства хлебопекарных предприятий и повышение их конкурентоспособности за счет средств, выделяемых из областного бюджета на поддержку производства социального хлеба. В 2011 году четырем предприятиям - участникам программы в возмещение части затрат на обновление и реконструкцию основных фондов из него было выплачено 6 миллионов рублей. В том же размере поддержка предусмотрена и в текущем году.

В 2011-м ржано-пшеничный хлеб в рознице продавался северянам по 15 рублей за 700-граммовую буханку, в этом году - по 16. Пшеничный первого сорта - по 18 и 19 рублей за 600 граммов соответственно. Отпускная цена была на рубль ниже. Стоит подчеркнуть, что цена фиксируется и у производителя, и у продавца. А продается этот хлеб в розничных магазинах всех форм собственности, в том числе в фирменной торговой сети хлебозаводов и в крупных супермаркетах.

- На одном из недавних заседаний региональной комиссии по мониторингу цен руководители предприятий-участников программы подняли вопрос о том, что они терпят убытки, поскольку объем производства хлеба по фиксированным ценам и его себестоимость возрастают... Увеличится ли сумма поддержки?

- Экономический анализ, проведенный хлебопекарными предприятиями за 2008 - 2012 годы, показал, что себестоимость продукции за это время возросла в среднем на 20 процентов. Это связано прежде всего с ростом стоимости зерна и электроэнергии. А социальный хлеб в общем объеме производства хлебобулочных изделий предприятий - участников программы составляет примерно шестую часть. Это достаточно много. На следующий год планируется направить на реализацию программы вдвое больше средств - уже не 6, а 12 миллионов рублей. 8 из них пойдут на поддержку крупных предприятий, выпекающих хлеб. Кроме того, планируется вовлечь в реализацию этой программы и более мелкие предприятия отрасли, опять-таки чтобы позволить им модернизировать производство. Предполагается, что участников станет уже не 4, а 10. Получено, в частности, предварительное согласие на это хлебопекарен «Умбская» и «Зеленоборская», а также индивидуальных предпринимателей из Ловозерского района, Териберки и Умбы: Заборщиковой, Алдоновой и Деженина. Хотелось бы сократить затраты на логистику и дать возможность отдаленке провести модернизацию своих производственных мощностей. Средства, необходимые для этого, рассчитаны на основе предложений муниципальных властей. Предполагается, что 55 процентов затрат составят собственные средства предприятий, 5 процентов будут выделены из муниципальных бюджетов и 40 - из областного.

- Социальный хлеб достаточно вкусный, качественный и при этом дешевый. А покупают его все, кто хочет, вот и растут объемы производства. Будет ли что-то меняться в таком подходе, станет ли программа более адресной?

- Конечно, эта продукция рассчитана на социально незащищенные слои населения. Сейчас мы плотно работаем с министерством труда и социального развития и уже получили материалы о категориях населения, нуждающихся в подобной поддержке. Скорее всего, программу «Социальный хлеб» действительно придется делать адресной. Мы рассчитаем, сколько необходимо продукции для обеспечения тех, кому это прежде всего необходимо, а механизм реализации пока в разработке. 18 ноября намечено обсудить вопросы дальнейшей реализации этой важной части программы развития агропромышленного комплекса нашего региона. Но главное, что сворачивать столь важный социальный проект, который уже оценили северяне, никто не намерен.

Юния ВАЛАМИНА