Кошки и собаки в одном флаконе

«Мы учимся у тех, кого любим», - сказал классик. Молодой апатитский учитель Александр Човелидзе старается фамильярности с учениками не допускать, но даже невооруженным глазом видно: ученики его любят. И не боятся.

Идет урок английского. Педагог пишет на доске разноцветными мелками глаголы с местоимениями, отходит и даже слегка любуется своей работой:

- Красиво? - спрашивает у ребят.

- Не-ет! - кричит класс дружно.

- Почему? - изумляется учитель. - Здесь зеленый ряд, тут красный. Что не нравится?

- Неправильно!

- А как правильно?

Лес рук. «Меня, меня спросите!» - рвутся к доске ребята. Наконец педагог вызывает паренька с «камчатки», тот вразвалочку подходит к доске и снисходительно исправляет ошибки. Понятно, что они сделаны специально, но как же приятно поправить учителя…

Човелидзе делал вроде то же самое, что любой педагог, - проверял домашнее задание, проводил письменную работу, слушал и корректировал переводы - но все это так весело и артистично, что нельзя было глаз отвести. И в то же время вел урок твердой рукой. Спев с ребятами вместе популярные песенки «Мэджик» и битловскую «Желтую субмарину», стал проверять конспекты, хотя школьники рвались петь дальше.

Александр Автандилович - здешний. Родился в Апатитах, куда его отец приехал из Грузии, а мама из Украины - за романтикой. Окончил Кольский филиал Петрозаводского госуниверситета.

Честно признаться, Александр Човелидзе никогда не думал, что станет учителем. Ведь для студента иняза все дороги открыты - переводчиком по миру ездить, в турфирме работать, вариантов много. Но потом, уже на последнем курсе университета, ему предложили поработать в школе № 3. Кроме преподавания английского Човелидзе тут же организовал секцию по футболу, затем турниры по настольному теннису. И после университета пришел работать в 15-ю школу.

Ему дали самый трудный класс. Так получилось.

- Перед уроками в первый день я готовлю свой кабинет к занятиям, и тут заходит кто-то из коллег-педагогов. И реплика: «Ой, он улыбается! Еще не знает, какой ему класс достался»…

Уровень ребят там был разнородным. И талантливые, сильные ребята, и те, с кем было сложно. Вторых было большинство.

«Дети долго хранят на груди разорванные стяги семейств», - грустно сказал как-то Корчак. Это о том, что жизненные обиды дети приносят в школу. Было много «трудных» из неполных семей, кто-то приехал из чужой страны и не знал даже русского языка, у кого-то мама-папа злоупотребляют, у кого-то разводятся, а кого-то воспитывает одна бабушка. Как заставить детей поверить, что у них лично жизнь может сложиться счастливо?

- Не скажу, что они в учебе вмиг стали отличниками, но они стараются, - размышляет их учитель. - Сами ребята очень добрые и открытые. Я стараюсь просто быть с ними вместе. Если бы сейчас предложили: возьми другой класс - более сильный, благополучный - я бы не согласился ни за что.

Они понимают друг друга с полуслова. Конечно, дети остаются детьми, они хотят баловаться, озорничать, обожают проверять взрослых на «можно-нельзя». Но у Александра получается, не повышая голос, спокойно, чаще с улыбкой, донести главное до каждого.

- Вы чего от учеников добиваетесь в первую очередь?

- Освоить разговорный уровень английского - это очень важно. Окончив школу, человек должен легко общаться хотя бы на общеизвестные темы: какая погода, как идут дела, рассказать о себе.

- Разве вам, как филологу, это не скучно?

- Знаете, год назад мне пришлось подменять учителя в 11-м классе. И я случайно выделил там девочку с превосходным знанием английского - Ларису Амбарцумян. Рассказывал ребятам о фразеологизмах и лакунах - языковых «дырах», а потом перешли к пословицам и поговоркам. У Ларисы было больше всех вопросов. А потом ее вопросы и мои ответы вылились в совместный доклад для научной конференции «Шаг в будущее».

- Доклад ученицы и учителя - это похоже на игру в поддавки…

- Нет, все серьезно. В разных странах люди видят мир одинаково, но через призму своего языка. Когда мы в России говорим «льет как из ведра», то подразумеваем сильный дождь. А по-английски это звучит так: «It's raining cats and dogs» - «дождь с кошками и собаками». Почему? Это мы с Ларисой и обсуждали во время работы. А потом с докладом успешно выступали в Баренц-регионе. Хотя первоначально девочка собиралась участвовать в «Шаге в будущее» с научной работой по информатике.

Сейчас Лариса учится в МАИ на факультете радиоэлектроники летательных аппаратов. И когда звонит педагогу Човелидзе из столицы, жалуется, что, по сравнению с их совместной работой, занятия английским в московском вузе ей кажутся какими-то азами. В их научном тандеме все было гораздо сложнее и интереснее.

Классный час длиною в жизнь

Классный час у Александра Човелидзе - всегда про реальную жизнь, про то, как жить среди людей.

- На самом деле классный час - это ерунда, всего 20 минут, - говорит после урока Човелидзе. - Чтобы найти общий язык с детьми, этого мало.

- А когда с ними еще работать?

- На перемене, после уроков. «ВКонтакте», по мобильному телефону, да практически постоянно.

- Они с вами откровенны?

- Очень! Я про них практически все знаю. Им по 13 лет, моим ребятам и девочкам.

- Какой тяжелый возраст!

- Не знаю, мне с ними легко. Конечно, дети не идеальны. Но ведь и им непросто приходится в сегодняшней жизни. Вчера, к примеру, был педсовет и там прозвучала шокирующая информация: сегодня из тысячи семей - 800 разводятся! И я вижу воочию, как это дети переживают. Они могут не подавать виду, но каждый внутри носит свой маленький ад. Например, у мальчика ушла из жизни мама, и с виду он спокоен. Но вдруг я вижу у него «ВКонтакте» изменился статус. Он пишет: «Хотите, чтобы ваша мама жила вечно?» Ведь не просто так пишет...

Александр Човелидзе считает, что практически все идет из семьи:

- Ребенок должен с удовольствием идти домой. И чувствовать себя там защищенным. Это не так уж часто бывает, увы. Раньше детям жилось проще, компьютеров не было, даже я большую часть времени проводил с друзьями на улице. На прошлой неделе мне девятиклассник говорит: «Да елки, зачем эти компы появились, они у меня всю жизнь отнимают!» Хорошо, что он уже понимает это. А родители заходят на социальные сети детей и делают потом им обидные замечания. Это только во вред. Лучше знать, но очень деликатно контролировать ситуацию. И важен собственный пример. Вот я благодаря детям перестал пить пепси и колу. Я же учу их - это вредно. А потом они меня вдруг с банкой увидят. Я не курю. Считаю, что участвовать классному руководителю в разных антитабачных программах, а потом самому достать сигарету и задымить - это худший вид лицемерия. Знаю, что мои ребята курили уже в третьем, четвертом классах, но знаю и то, что сейчас они не курят. И пепси перестают пить.

- Пепси... А если потом кто-то поднесет джин-тоник?

- И опять возвращаемся к семье. Мамам на родительском собрании рассказываешь о том, как отучить детей курить, потом выходишь после собрания на крыльцо школы, а они там все смолят. И ты стоишь и думаешь: «А как я это поборю один?» Но все равно сдаваться нельзя.

Это сладкое слово - победа

Александр - член Ассоциации молодых учителей области, участник областного конкурса на лучшего учителя года в номинации «Дебют». Он согласен, что не хватает активных выпускников педвузов, которые хотели бы работать в школе. Конечно, надо чтобы зарплата была достойной, а для этого необходимо участвовать в конкурсах, хорошо готовить учеников к ГИА и ЕГЭ, повышать категорию. Но важно не только это. Больно видеть, что авторитет учителя в обществе упал. О педагогах слышишь и видишь лишь негативную информацию: то педофила обнаружили, то за деньги ЕГЭ дали списать. А как учителя не спят ночами, и как дети им благодарны, об этом общество словно забыло. Видно, что и дома родители порой говорят о педагоге как об обслуживающем персонале. А ведь ребенок - это губка, которая впитывает и хорошее, и плохое.

...После уроков в день нашей встречи у Александра был футбольный матч. И на другой день, в воскресенье - тоже. На футбольное поле его привел в свое время отец совсем маленького. И с тех пор с любимым спортом он не расстается.

Сейчас он играет за апатитский «Химик» в полузащите, на его счету немало забитых голов. У команды замечательный тренер - Валерий Попов. Тренировки идут каждый день, «Химик» борется за то, чтобы выйти в высшую лигу. И конечно, самые яростные фанаты - ученики Александра Човелидзе.

В кабинете директора апатитской школы № 15 Галины Кудюмовой на диване пристроилась смешная разноцветная сороконожка. Мягкую игрушку подарили со смыслом - чтобы не отстать от жизни, учителя должны успевать повсюду. А главная похвала у директора для педагога - «Это человек школы». Про Александра Човелидзе она так и говорит.

Фото: Хитров Сергей
Фото: Хитров Сергей
Нина АНТОНЯН