Про легендарный Байкал, самое большое и чистое озеро в мире, слышали все, но немногие видели это чудо - путь-то неблизкий!

- У нас с друзьями есть традиция - в начале каждого года в феврале устраиваем вечеринку и рассказываем планы на предстоящий год, - говорит мурманчанка Наталья Антоненко. - Каждый раз возникает что-то новое. Я сказала ребятам, что хочу сделать три вещи: купить квартиру, родить сына и съездить на Байкал. На мотоцикле. Наташа покинула Мурманск на мотоцикле класса эндуро «Сузуки Джебел-250».Сначала собирались ехать вшестером, но буквально за пару недель до поездки все, кроме нее, по разным причинам от участия в этом сумасшедшем мотопробеге либо отказались, либо чересчур долго собирались.

- До Петрозаводска мчалась одна, а там встретилась с другом. Александр выехал из Мурманска позже. Очень удобно, когда рядом на дороге есть человек на внедорожнике. По проходимости, конечно, мотоциклу любой автомобиль проигрывает, но зато объемный багажник последнего можно использовать для хранения одежды и запчастей.

Прежде чем поехать на Байкал, путешественники заехали за сыном Александра во Владимир и отправились в Туапсе. Кстати, мальчика отец решил приучать к экстремальным увлечениям с детства, при этом необычным способом. Предложил выбор, что подарить на день рождения - компьютерную приставку, детский мотоцикл или квадроцикл. Десятилетний Артем выбрал последний вариант.

После моря все отправились на восток, лучший маршрут пролегал через Казахстан, однако Александр забыл дома паспорт, а, значит, границы с другими странами были для мурманчан закрыты: маршрут перестроили, однако полностью избежать хлопот не получилось...

- Не доехала до Армавира 130 километров - развалился один из подшипников в заднем колесе. Запасной, конечно, был, но так как все произошло ночью, решили с фонариком не возиться, а погрузить мотоцикл на прицеп. В Армавире колесо отремонтировали. Вторая беда случилась по дороге в Челябинск - рассыпалась цепь, не дотянула до города каких-то 210 километров. Опять пришлось пересаживаться на внедорожник.

Так как путь неблизкий - 10 630 километров, все время ночевать на обочине дороги - испытание практически невыносимое. А потому было принято решение останавливаться в придорожных отелях каждые трое суток.

Кругосветчик Клаус

- В пути нередко сталкивалась с сотрудниками ГИБДД. В основном, на постах. Всегда встречали с улыбками и задерживали только для того, чтобы расспросить, что девушка делает в таком месте на таком агрегате. Но вот с пермскими гаишниками связаны неприятные воспоминания. В одном из населенных пунктов не доехала до выезда на федеральную трассу несколько метров, как меня остановил сотрудник автоинспекции. Говорит, ехала со скоростью 131 километр в час при разрешенных 60. У меня от такого заявления даже дар речи на какое-то мгновение пропал. Превысила, конечно, не спорю. Да вот только мой мотоцикл даже с горки и при попутном ветре такую скорость не развивает! Максимум, что можно из него выжать, - 120 километров в час. В данном случае, судя по показаниям навигатора, скорость составляла 102 километра. Но гаишник доказывал свое, тыча пальцем в явно неисправный радар. Дабы не прекращать движение и не задерживаться, пришлось отдать две тысячи рублей штрафа.

К счастью, далеко не все встречи в пути оставляют неприятный осадок, наоборот. Наташа рассказала, как однажды начался сильный дождь. Конечно, это не повод останавливаться и ждать хорошей погоды, но и мокрой ехать - удовольствие сомнительное.

- Мне посигналил водитель фуры и предложил встать перед ним в колонну, между фурами. Я сначала не поняла, к чему он клонит, ведь такое положение довольно опасно. Но все же решила рискнуть. Ехали мы со скоростью 100 километров в час. В тот промежуток, где находилась я, вода с неба не залетала, так как ее сдувало потоком воздуха. Да и на впереди идущей фуре стояли новые длинные брызговики, а потому полтора часа подобного марафона я не просто ехала с комфортом, но и даже успела высохнуть!

Или взять встречу с мотоциклистом из Германии по имени Клаус. У него была еще более безумная идея, чем у Натальи, - обогнуть на двух колесах весь земной шар. Да вот только не совсем он подготовился к такому пробегу...

- У Клауса были серьезные проблемы с навигатором. Вернее, сам аппарат работал, но вот только карта России была изображена в виде извилистой линии с десятком городов на ней. Куда ехать и как - не говорилось. Перебросила ему свои карты, которые обновила перед выездом. Немного пообщались с ним. Очень интересный человек!

- Однажды на обочине заметила девушку, которая стояла и грустно смотрела на цепь своего железного коня. У нас принято останавливаться и предлагать помощь, если на обочине междугородной трассы стоит кто-то из мотоциклистов. Оказалось, что проблема была в цепи - ее давно не смазывали, а сама начинающая байкерша делать этого не умела. Вот и получилось, что одна девушка помогла другой разобраться в технике.

Не берите с собой паникеров!

Что необходимо в столь дальнем путешествии? Наталья Антоненко считает, что теперь может давать советы тем, кто отважится отправиться по неизведанным маршрутам, неважно на каком виде транспорта. Рекомендации вполне универсальны:

- В первую очередь, не берите с собой паникеров. Ни под каким предлогом! Даже если они будут клятвенно обещать и божиться, что не станут действовать на нервы. Нервы нужно беречь, и без того внешних раздражителей в дороге хватает. Огромную роль играют навигационные программы. Во-первых, они должны быть последней версии. Может, дороги в России строятся с трудом, зато направления часто меняются. Чем дальше на восток, тем меньше дорог и больше направлений. В том числе и федерального значения. Во-вторых - у вас и ваших попутчиков должны быть навигационные программы одной версии, чтобы не было путаницы. Откажитесь от ненадежных сотовых операторов. Дешево - это не значит, что вы сможете воспользоваться телефоном везде. Поверьте, он подведет вас в самый неподходящий момент. Аппаратуре вообще доверять нельзя, уж очень хрупкие все мобильные устройства. Вода, грязь, падение - и вы лишены навигатора, планшета или телефона. А вместе с ними связи, карт и полезной информации. А потому лучше иметь дубликаты всего на бумаге. Рукописи пусть и горят, но живут все же дольше. У нас, например, отказался работать планшет, а в нем находились все так называемые хелп-листы, которые выдают информацию для путешественников: где, в каком городе вам единомышленники окажут помощь либо дешево, либо бесплатно.

Берите максимум запчастей. Никогда не знаешь, что в дороге сломается и на каком расстоянии до цивилизации это случится. А потому готовым нужно быть ко всему. Ну и, разумеется, помогайте тем, кто в вас нуждается. Знайте, в случае необходимости вам обязательно помогут другие.

За бортом - пресное море

- Байкал - зрелище незабываемое! Я, конечно, рассчитывала увидеть что-то грандиозное, но не думала, что настолько. Несмотря на то что путь к озеру был долгий и тяжелый, оно того стоит! Вот только подобраться к самому берегу оказалось не так-то просто. Когда искала в Интернете удобный путь, поисковая система предложила доехать до селения Листвянка. Я так и сделала. И разочаровалась. Побережье перегорожено платными причалами, отелями, сувенирными лавками... Местные жители называют Листвянку - «маленький Лас-Вегас». Все радости жизни - были бы деньги. Можно и на яхте прокатиться, и неплохо отдохнуть на берегу. Покопавшись в навигаторе, нашла другой выход к озеру - село Большое Голоустное. Вот там уже другое дело! Только хорошей дороги до него нет - несколько километров грунтовки. Куда интереснее остров Ольхон - его фьорды просто созданы для купания и прекрасного отдыха. Опять же, туда идет неплохая асфальтированная дорога.

Обратный путь - уже на автомобиле, по крайней мере, большую его часть. Участки, где из-за поломок приходилось слезать с седла, Наталья все же преодолела на своем «Джебеле», как говорится, для личного зачета, но все остальное время «Сузуки» покоился на прицепе.

Приключение закончилось, цель достигнута?

- Я выполнила сразу два пункта из моего годового плана, чему я безумно рада. Потому что к концу декабря ожидаю пополнения в семье - сына, с которым до его рождения успела проехать почти через всю страну. Он станет моим последним и, пожалуй, главным достижением 2012 года. Ну а насчет следующей встречи с друзьями, то я уже знаю, что отвечу на вопрос о планах на предстоящий год. Теперь моя цель - Владивосток. Разумеется, на мотоцикле. Иначе не поеду!

Алексей ОСЕТРОВ