По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях гибнет почти 1,2 миллиона человек, еще около 50 миллионов получают телесные повреждения. При этом ежедневно в авариях гибнут почти три тысячи человек, большинство - в возрасте от 15 до 40 лет. Такая вот неутешительная статистика.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в России разработана и действует «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте». Сейчас проходит ее второй этап, цель которого - создать основные компоненты комплексной системы защиты жизни и здоровья населения на дорогах. Кроме того, уже четвертый раз подряд проходит международный конгресс «Безопасность на дороге ради безопасности жизни».

В этом году в Таврический дворец в Санкт-Петербурге приехали более двух тысяч человек из 50 стран: представители международных организаций, законодательных и исполнительных органов государственной власти, общественных объединений, образовательных, научно-исследовательских учреждений, руководители региональных управлений ГИБДД.

Руководитель областного управления ГИБДД полковник Александр Глебов также побывал на этом заседании и на днях рассказал журналистам, о чем там шла речь.

- Если не предпринимать меры, то в ближайшие 16 лет дорожная смертность возрастет еще на 60 процентов. А к 2020 году ее показатели обгонят показатели смертности больных СПИДом и инсультом вместе взятые, - сказал Александр Григорьевич. - Немалую часть в этой статистике составляют аварии по вине пьяных водителей. Все мы помним ДТП, произошедшее 22 сентября в Москве, когда по вине такого водителя погибли семь человек, среди которых пятеро детей.

Действительно, немало россиян садятся за руль пьяными. И по собственной глупости, и надеясь на безнаказанность. К примеру, 24 и 25 сентября все сотрудники московской госавтоинспекции вышли на дороги столицы. В результате за две ночи они зафиксировали более 300 автомобилистов под шафе. Треть из них - молодые люди до 25 лет.

Александр Глебов рассказал, что сейчас в Госдуме на рассмотрении находится законопроект о лишении водителей прав на срок до 10 лет за управление в состоянии опьянения. А при причинении смерти двум и более лицам при совершении ДТП в таком состоянии - до 15 лет лишения свободы. Может быть, такие жесткие меры отрезвят автомобилистов?

Говорили на конгрессе и о детской смертности. Директор научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль настоятельно рекомендовал родителям проверять сертификаты при покупке детских автокресел.

- Леонид Михайлович отдельно остановился на ДТП с участием подростков, управляющих мопедами и скутерами, - продолжил Глебов. - Эта проблема существует и у нас: нынешней весной на Кольском мосту погиб 14-летний скутерист. Всего же за восемь месяцев 2012-го на дорогах области по вине водителей двухколесного транспорта произошло 18 аварий. В них пять человек погибли и 18 получили травмы. Рошаль считает, что для этих транспортных средств необходимо ввести обязательную регистрацию, а для их водителей - сдачу экзаменов и получение водительских удостоверений.

Александр Глебов принял участие в заседании круглого стола, посвященного обучению автомобилистов. Дело в том, что автошколы практически не несут ответственности за подготовку водителей.

- Все сводится к натаскиванию кандидатов на сдачу экзаменов любой ценой, - отметил полковник.

На аварийность в России влияет и состояние дорожной инфраструктуры. Резкий рост парка автомобилей привел к возникновению серьезного дефицита пропускной способности в первую очередь в крупных городах и на основных транспортных узлах. Из-за недостаточного уровня транспортно-эксплуатационного состояния региональных, областных и городских дорог средние скорости движения автомобилей по ним существенно ниже, а потери человеческого и транспортного ресурсов - выше, чем в европейских странах.

По оценкам специалистов, ежегодная общая сумма финансовых потерь и упущенной выгоды, связанных с недостаточным развитием автодорожной сети и ее техническим состоянием, составляет не менее 450 миллиардов рублей.

Екатерина АНДРЕЕВА