Появилась идея сохранить для потомков «Арктику» - наш знаменитый, прославленный атомный ледокол, первый в мире корабль, в надводном положении достигший Северного полюса. Директор Российского музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский предложил перегнать атомоход в Петербург, поставить у невской причальной стенки и - сделать музеем. Воплощение его задумки, пока только виртуальное, вы видите на нашем коллаже.

- Я ярый сторонник того, чтобы «Арктика», как символ атомного ледокольного флота, не пропала. Мы готовы со стороны музейных, полярных сообществ в этом деле поучаствовать. Как правило, мы свою историю зачеркиваем налево и направо, а в той же Эстонии или Швеции старенькие дизель-электрические ледоколы являются просто туристической Меккой. Уверен - с «Арктикой» в Петербурге было бы то же самое. Это будет украшение нашего города, - считает Боярский.

Так-то оно так, конечно. Но насколько осуществим благородный план? Не слишком ли несбыточен?

- Перегнать будет сложно, - так прокомментировал идею вице-президент мурманской Ассоциации исследователей Арктики Владимир Блинов. - Множество самых разных трудностей - включая технические. В том числе вопрос радиационной безопасности, который придется решать с «Росатомом» и управлением Морского регистра. Это ведь особый объект, который сейчас находится под контролем РТП «Атомфлот». И потом, все это стоит немалых денег. Только для того чтобы за четыре с половиной часа провести атомоход «Ленин» от РТП до причальной стенки нашего морвокзала, потребовалось 150 миллионов рублей. Плюс затраты на то, чтобы углубить дно, обустроить плавпричалы. Для «Ленина»! А тут-то судно похлеще будет…

То, что Нева для «Арктики» с ее осадкой в 11 метров мелковата, понимают и авторы идеи. Но и тут есть варианты - например Кронштадт.

- Даже если судно придет в Петербург, - делится сомнениями Владимир Блинов, - до того, как оно станет музеем, необходимо его содержать с соблюдением правил Морского регистра - докование с покраской корпуса, ремонт механизмов и других - для чего нужна команда, которая на том же сравнительно небольшом «Ленине» сейчас составляет 29 человек…

«Атомфлот», которому принадлежит «Арктика», тоже уверен, что ледокол нужно спасти, но средств на это у предприятия нет, сообщил агентству РИА «Новости» заместитель гендиректора по развитию ФГУП «Росатомфлот» госкорпорации «Росатом» Станислав Головинский.

- Давайте смотреть на вещи реально - атомный ледокольный флот субсидируется за счет государства, за четыре года нам финансирование снизили на 600 миллионов рублей. Нам жалко такой уникальный ледокол резать «на иголки», но надо смотреть правде в глаза... или обращаться к руководству страны. Но с учетом финансового состояния атомный ледокол «Арктика», как и «Сибирь», будет утилизирован, - сказал Головинский.

- А идея - хорошая, и мы ее, конечно, поддерживаем, - говорит Владимир Блинов. - После того как «Ленин» стал музеем, за три года с хвостиком здесь побывали 100 тысяч человек. А Питер - не Мурманск, там счет пойдет на миллионы. «Арктику» можно привлекать и для научных конференций, и для ВИП-приемов - возможности для коммерческого использования ледокола значительны…

Кто-то скажет - да что с этим железом возиться, проще - на «иголки»! Распилить и забыть. Только… Железо-то оно, конечно, железо… Пусть и непростое, удивительное по красоте и внутренней сути, но - железо. Но только ли? Живым это самое железо - способным двигаться, решать простые и сложные, порой фантастические задачи - делали люди. Особые - такие же, как и этот необыкновенный корабль. «Арктика» - в первую очередь память о них. А еще - о великой, к сожалению, уже несуществующей державе, которой удавалось фантастику превращать в реальность, сказку делать былью.

Может, и сейчас, хоть и давно уже мы в другой стране живем, - удастся?

Дмитрий КОРЖОВ