В ноябре любимый режиссер отметит свое 85-летие, но уже сейчас, хоть это не принято, начинаются поздравления мастеру. На недавнем Санкт-Петербургском международном кинофоруме Эльдару Александровичу вручили на сцене Александринского театра приз «Живая легенда».

- Эльдар Александрович, ваш юбилей будет отмечен громко, пышно, на всех телеканалах?

- За все телеканалы я не могу отвечать, а сам никаких торжеств и банкетов закатывать не хочу. Будет домашний, тихий, спокойный юбилей - в моем московском киноклубе «Эльдар». Для узкой компании. Приглашу друзей, актеров, у меня снимавшихся.

- Над чем вы сейчас работаете?

- Ударился в воспоминания. Пишу книги, иногда приходят ко мне стихи. Изредка выступаю с творческими вечерами. Всегда аншлаги, и это приятно.

- Неужели правда, что Рязанов сказал, мол, что больше не будет снимать кино?

- Сказать-то можно все что угодно: как сказал, так и отменил. Я человек свободный, что вы меня принуждаете к каким-то клятвам. Прекрасно помню, что в молодые свои лета я мечтал: «Вот бы дожить до 2000 года!» А теперь вот прожил уже почти двенадцать лет в ХХI веке… И пока голова у меня работает хорошо, на память не жалуюсь. Но не хочется уподобляться нашим уважаемым звездам эстрадной песни, которые прощаются с концертной деятельностью, а потом вновь поют и гастролируют, после чего снова прощаются, и так далее…

Тем не менее года три назад вышел поэтический музыкальный фильм под названием «Музыка жизни», где я читаю свои стихи, рассказываю какие-то истории, а песни на мои стихи исполняют Гурченко, Фрейндлих, Камбурова, Басилашвили, Гафт, Караченцов. Я там автор, режиссер, чтец-декламатор и рассказчик. Несмотря на все мои усилия, никак не получается найти денег на картину по прекрасной книжке Владимира Кунина «Русские на Мариенплац». Одно время я погрузился в еще один очень интересный проект - сценарий по пьесе, где действие происходит в Древней Греции. Но искать деньги на российское кино становится все трудней, и, честно говоря, я бросил делать это целенаправленно, полагаясь на судьбу.

- Возможно ли возрождение столь любимой старшим поколением телевизионной «Кинопанорамы»? С Рязановым в роли ведущего…

- Думаю, нет. Нынче нет такого отношения, того интереса к нашему кино, да и кино-то нету! Самого главного не стало. Вспомните, какие раньше были фильмы, какие режиссеры - Данелия, Тарковский, Алов и Наумов, Бондарчук-старший и многие другие. Мусора тоже хватало, но были первые, настоящие картины. Да и вряд ли могу рассказать о новом российском кино что-то интересное и неожиданное: я рассказываю только про то, что сам знаю. Могу рассказать, что было связано с моими картинами, артистами, друзьями, тогда выхожу в эфир. Если, конечно, пригласят… Приглашают - с удовольствием приду, не приглашают - с удовольствием не приду. Удовольствие будет одинаковое - что «да» и что «нет».

- Вы отказались от пышных «сольных» юбилеев, но ведь красивые юбилейные даты возникают и у ваших картин… Их тоже не любите отмечать?

- Упаси Бог! Иначе бы не вылезал из юбилеев! 25 фильмов… Получается, каждый год у какого-нибудь юбилей. Поэтому я прошел мимо юбилеев и «Гусарской баллады», и «Берегись автомобиля», и «Иронии судьбы»… Да и бог с ним! Но не удержался, когда подошла круглая дата - 50 лет «Карнавальной ночи», и снял для Первого канала продолжение этой истории. Вряд ли есть в мире другой такой режиссер, кто, начав свою карьеру с какого-то фильма, снял его продолжение ровно полвека спустя…

- Во многих ваших фильмах в крошечных ролях появляются звезды… Но случалось ли такое, чтобы кто-то из актеров вам отказывал? Не по техническим причинам, а по творческим, идейным?

- Только два таких случая могу вспомнить. В фильме «Гараж» я предлагал Славе Тихонову ту роль, что играет Леонид Марков. Но он отказался, сказав, что ему «Гараж» кажется чем-то таким антисоветским. Алла Демидова тоже отказалась от «Гаража» - сочла предложенную ей роль чересчур отрицательной. И что же? Это не испортило моих отношений ни с Демидовой, ни с Тихоновым. Слава прекрасно сыграл в очень важном эпизоде в «Андерсене».

- Эльдар Александрович, правда, что вы долгие годы обливаетесь каждое утро холодной водой?

- Если я не приболел, то стараюсь так и поступать. Еще и часовую зарядку делаю! Но любые такие процедуры, мне кажется, будут эффективны, если человек делает их не через силу, а с радостью, удовольствием. Главное - быть по натуре здоровым человеком и не терять с годами этого ощущения, не отступать перед надвигающимися болезнями…

- Вам даже излишний вес не мешает сохранять поразительную активность! Вы - не сторонник диет?

- Никогда не скрывал, что я - обжора (смеется)! Время от времени вел беспощадную и решительную борьбу со своим весом, например, ложился в клинику лечебного питания, в «отделение тучников». Это слово ужасно меня задевало! Ну назвали бы «отделение толстяков» - не так обидно.

В клинике работали люди с юмором! Например, в один и тот же час откармливали дистрофиков и утоляли зверский аппетит «тучников». Происходило это так. Дистрофики нестройными рядами подтягивались к столовой, где их ждали высококалорийные деликатесы. «Тучники» же загодя несли караул у столовой, изнывая от голода. Но нашего брата ждала всего-навсего порция тушеной капусты с безвкусной морковью. И так изо дня в день.

Спасение от такого лечения и тут нашлось в работе, потому что главное - отвлекаться от мыслей о еде. Как сумасшедший, почти без перерыва строчил стихи, сценарии... Хотя в глубине души понимал, что долго все равно не продержусь. Так и вышло. Вместе с одним профессором, тоже «тучником», мы подбили повара приготовить для нас что-нибудь стоящее. Например, картошку с мясом. Дожидались, когда врачи уйдут домой, запирались где-нибудь и наслаждались. Никогда в жизни - ни до, ни после - я не чувствовал себя столь счастливым человеком! А наутро, сходя с весов, бурчал, пряча глаза от врача: «Странно, что-то я не похудел совсем...»

В общем, после лечения мне осталось только признать, что я - крупномасштабный художник (смеется)!

- В вашем фильме «Андерсен» главный герой-сказочник получился неожиданно сложной, противоречивой фигурой. А вы сами столь же противоречивый и неуживчивый человек, как и Андерсен?

- Я очень хороший и абсолютно цельный, хоть это и нескромно звучит. Да, в моей жизни были трудные времена. Я голодал 8 лет, с 1941 по 1948 год, потому что была война. Но я голодал так же, как огромное количество людей в нашей стране. Я недоедал, как все. Потом, правда, стал наверстывать и наверстал, как вы видите. Нет-нет, были трудности, были сложности. Но вообще я по жизни везунчик. Все-таки. Если говорить честно, мне везло!

- Это не легенда, что забавная новогодняя история с подвыпившим мужчиной, которого по ошибке усадили в самолет, произошла когда-то с самим Рязановым? Иначе, мол, не родилась бы легендарная картина «Ирония судьбы, или С легким паром!»…

- Ничего подобного со мной не было и не могло произойти. Я человек малопьющий, мой соавтор Эмиль Брагинский вообще непьющий. Просто нам однажды рассказали историю, как один мужичок 31 декабря после бани зашел к друзьям, назюзюкался и отключился. Тогда по предложению одного шутника бедолагу отвезли на Киевский вокзал, дали проводнице десятку, засунули на верхнюю полку общего вагона, и наутро он проснулся в Киеве - с банным портфелем и 15 копейками денег в кармане… Остальное - плод нашего творческого воображения.

- Кто ваши любимые киногерои?

- Тихие, совестливые, интеллигентные, зачастую в материальном плане бедные люди, не потерявшие при этом чувства собственного достоинства, сохранившие живую душу. Такие, как Женя Лукашин из той же «Иронии судьбы», как Новосельцев из «Служебного романа», как Деточкин из «Берегись автомобиля». Я не люблю людей кичливо богатых, самодовольных. Свойство истинного человека - это вечное сомнение, а не вечное самомнение. Надо всегда относиться к себе с иронией. Если этого свойства у человека нет, пиши пропало. Я никогда не старался сделать комедию смешной, я старался сделать ее правдивой. А если при этом еще и смешно будет - замечательно!

- Интересно, у вас есть свой девиз?

- Конечно, есть. Я вообще считаю, что у каждого человека должен быть свой девиз. Я поделюсь своим. Это слова Марка Твена, но они звучат замечательно: «Лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей!»

Фото: Михаил Антонов
Михаил АНТОНОВ