Время у нас нервное. Скорости растут, напряженность жизни зашкаливает. Особенно сложно, наверно, тем, кто по долгу службы обязан много общаться с людьми. А уж если люди эти сами находятся под давлением стресса, то ситуация и вовсе порой становится взрывоопасной. Именно в такой обстановке работают на своих постах таможенники. Долгая дорога, усталость, задержка в пути, порой и просто боязнь летать делают их «клиентов», пересекающих границу страны, раздражительными, а то и откровенно недоброжелательными. И тут главное - проявить выдержку, что называется, суметь разрулить ситуацию - и дело свое сделав, и конфликта избежав. Сил и нервов это отнимает немало. Поэтому и самим таможенникам нужны помощь и поддержка психолога. Специалисты в этой сфере работают в Мурманской таможне с 1994 года. О том, чем конкретно они занимаются, мы беседуем с Анастасией Сметаниной, главным государственным таможенным инспектором (по психологической работе).

- Есть несколько основных направлений, - рассказала она. - Одно из них - работа с кандидатами, которые трудоустраиваются на службу в таможню. Все они проходят обязательное психологическое тестирование. Обращаем внимание на их интеллектуальный потенциал. Но еще больше значения придаем способности человека к обучению. Ведь работа таможенника - это постоянная смена обстановки. К этим изменениям необходимо как можно быстрее адаптироваться. Важны и коммуникативные навыки (поскольку работа на таможенных постах связана с общением с людьми), и умение общаться в коллективе. Безусловно, оцениваем мы и то, как человек ведет себя в конфликтных ситуациях.

- Ваше мнение учитывается? Скажем, человек подходит для приема на службу по всем статьям, но психологический тест не прошел...

- Руководство к мнению психологов прислушивается. За последние годы я не помню, чтобы брали на службу того, кто не прошел тестирование.

- И большой отсев?

- Процентов тридцать. Это, согласитесь, достаточно много. Но требования к будущим сотрудникам у нас предъявляются очень высокие.

- А как вы работаете с действующими?

- Регулярно провожу занятия, выезжаю в том числе и на таможенные посты. Когда речь, например, идет о разборе конфликтной ситуации, для меня важно не столько то, действовал ли человек по инструкции (доложил кому надо и так далее), а то, сумел ли он, когда потребовалось, выдержать паузу, сдержать себя. Занятия на умение преодолевать стрессы - значительная часть моей работы.

- Так как же лучше всего преодолевать стресс?

- Знаете, есть знаменитое правило трех «С» - секс, спорт, сауна. Оно всем очень нравится. И о нем все наши сотрудники уже знают. Впрочем, некоторые добавляют к этому что-то свое: кто-то - «столовая», а кто-то - «сон»... В общем, все индивидуально.

- Но работать-то приходится в команде...

- Формированию команды мы тоже уделяем много внимания. Особенно это важно для таможенных постов. Изучаем общий психологический климат в коллективе, выявляем неформальных лидеров. Такие занятия легче воспринимаются в форме игры.

- Пример можете привести?

- Скажем, берется стандартный детский конструктор. Участникам дается задание построить из него башню. Но молча, не разговаривая друг с другом. При этом у каждого есть свое правило, о котором не знают остальные. Например, одному ставится условие - первый этаж должен быть синим, а другому - третий этаж должен быть красным. Но все остальные об этом не знают и начинают лепить туда желтые кубики... Со стороны весело получается. Люди смеются, для них это - отвлечение от работы. А я получаю нужную мне информацию о том, как они работают в команде.

- И что там можно увидеть?

- Однозначно выявляется лидер. Если он, конечно, есть. Он берет организацию всего «строительства» на себя. Каждому по очереди предлагает выполнить его задание.

- Во что еще играете?

- В испорченный телефон, например. Эта детская игра мне лично как психологу очень помогает изучить систему взаимоотношений в коллективе. Понять, на каком уровне теряется информация. И как из фразы «Марфуша была примерной девочкой, ходила за продуктами в магазин» получается «Манюша слыла скверной девчонкой, продукты брала только на рынке»... А ведь задача-то ставится передать все слово в слово! И вариантов, как этого добиться, очень много. Можно, например, переспросить, что-то уточнить. Этого ведь никто не запрещает. Но люди порой просто не умеют это делать, не умеют добиться точности полученной информации. Это, конечно, игра. Но ведь потом они приходят к начальству, получают задание, а затем... идут по отделам, пытаясь выяснить, чего же от них, собственно говоря, начальник хотел. Как исправить ситуацию? Это мы как раз и обсуждаем после игры.

- Легко ли получается подкорректировать характер, манеру общения? Люди ведь взрослые, кто-то уже в возрасте, у каждого свой стержень, устоявшиеся взгляды на жизнь...

- Вы знаете, те, кому за сорок, как раз серьезнее подходят к этому и больше смысла вкладывают в наши «игры». По крайней мере, мне лично так кажется. Так что с ними работать легче. Молодежь - та больше любит просто посмеяться.

- Все это, если так можно выразиться, плановая работа. А обращаются к вам люди сами в сложных для них ситуациях?

- Конечно. Согласитесь, часто причина стресса кроется в семейных обстоятельствах. Именно из-за них снижается эффективность работы. Человек и сам это чувствует, но не каждый решится сказать руководителю о причинах. А мне это говорится за чашкой чая. Приходят, но сразу, как правило, не признаются, что им тяжело. Коронная фраза: «Настя, давай чаю попьем».

- И часто так «чаевничаете»? Это ведь показатель уровня доверия...

- Очень часто. Даже в столовой между собой говорят (я невольно подслушала): «Ты где был вчера? - Да к психологу ходил».

- Можно ли нарисовать психологический портрет современного таможенника?

- Обобщить достаточно сложно. К каждой должности предъявляются свои требования. Даже на одном таможенном посту люди выполняют разную работу. Основные качества, конечно, коммуникативность, сдержанность, корректность, тактичность, уравновешенность, умение быстро переключаться с одной ситуации на другую. Обязательно наличие интеллектуального потенциала: таможенник априори не может быть глупым человеком.

- Кому труднее на таможенном посту - мужчине или женщине?

- Я считаю, что, конечно, женщине. Скажем, в МАПП «Лотта» у нас смены по две недели - в отрыве от семьи, от близких. Мужчины устойчивее к стрессу. Женщины же более эмоциональны.

- Говорят, что все таможенники немного психологи...

- Практически у всех, кто работает больше пяти лет, есть наработанные «штучки». Причем у каждого свои. В плане наблюдения за людьми, досмотра багажа. Это приходит с опытом, этому нельзя научить. Здесь больше интуиция работает.

- Что же все-таки главное для психолога на таможне?

- Работа с каждым конкретным сотрудником. Все остальное - вторично. Тот же психологический климат в коллективе зависит от того, как сами люди себя ощущают. И только тот, у кого все хорошо дома, в семье, может быть хорошим работником.

Игорь ЯГУПОВ