Вы часто в магазинах получаете бонусы? К примеру, покупаете шампунь, а в придачу к нему полагается бальзам? Наверное, не ошибусь, сказав, что с такими приятными сюрпризами сталкивался хотя бы единожды каждый из нас. Однако некоторые становятся обладателями не заявленных продавцом «подарков»: то найдут в палке колбасы веревку, то в банке вместе с консервированным горошком плавает мышь... К счастью, такие «презенты» встречаются не так часто, как просроченная дата годности на упаковке.

- Как-то в одном из супермаркетов покупала кефир, - рассказала мурманчанка Светлана Реброва. - Смотрю на дату, до которой можно употребить кисломолочный напиток, а там позавчерашнее число. Спрашиваю у продавца, которая оказалась рядом: «А где свежий кефир?» Она показывает на тот, что у меня в руках. Пришлось несколько минут доказывать женщине, что на третий день этот продукт уже не является свежим.

Бывает, торговцы сознательно исправляют дату, чтобы покупатели не придирались. Заметить подделку сможет только специалист либо человек, сам занимающийся подобными манипуляциями. Так, одна моя знакомая пару месяцев работала в молочном отделе на одном из крытых рынков заполярной столицы. Она вспоминает, что владелец торговой точки заставлял работников переправлять числа, бывало, и не по одному разу. И хотя девушка уже давно сменила профессию, до сих пор может отличить настоящий штамп от поддельного. Пыталась передать свои знания друзьям, но, увы, неопытный взгляд не может заметить разницу.

Впрочем, просроченные товары и мышь в банке нынче скорее исключение, чем правило. Гораздо чаще производители пищевой продукции не соблюдают установленную ГОСТом рецептуру или добавляют некачественные ингредиенты. Простым покупателям узнать об этом довольно сложно, ведь независимая экспертиза - дорогостоящее мероприятие, обойдется в несколько тысяч рублей. Разобраться в ситуации, сложившейся на продовольственном рынке, призван только что стартовавший проект «Школа потребителя».

Правда, школой ее можно назвать весьма условно: здесь никого не посадят за парту, чтобы рассказать, как правильно действовать, если человек столкнулся с недобросовестностью продавца.

Как пояснили участники проекта, «Школа потребителя» имеет две составляющие: информационно-просветительскую и прикладную. В течение 10 месяцев, что длится проект, участники проведут шесть независимых общественных экспертиз продуктов питания, купленных в магазинах, - наподобие передачи «Контрольная закупка», за исключением этапа дегустации. Приобретенный товар упакуют, подпишут, составят акт и отправят в аккредитованную лабораторию, где его проверят на безопасность и фальсификацию. Заключение экспертов можно будет узнать в средствах массовой информации и на сайте государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний (ЦСМ). О нарушениях, если таковые будут обнаружены, участники проекта сообщат в соответствующие органы государственной власти, контроля и надзора.

Кроме того, на сайте ЦСМ первого декабря стартует интернет-голосование за лучший продукт Мурманской области. В список претендентов вошли победители конкурса «Лучшие товары и услуги Мурманской области» за 2011 и 2012 годы, а также продукция производителей из других регионов.

«Школу потребителя» разработали члены общественной региональной организации качества («МРОК»), с 2003 года участвующей в решении задач по защите прав потребителей в области качества и конкурентоспособности продукции и услуг. В нынешнем году «Школа потребителя» заняла первое место в конкурсе на соискание областных грантов для общественных объединений, и уже началось формирование списков партнеров.

- Важно привлечь к нашей работе как можно больше организаций, - рассказала исполнительный директор «МРОК» Наталья Починкова. - К проекту уже присоединились региональные комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку, Центр гигиены и эпидемиологии, а также многие общественные организации. Цель проекта - изучить состояние рынка пищевой продукции и наладить правовое просвещение потребителей, в первую очередь малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения.

Кроме того, планируется выпуск памятки, в которой будут указаны адреса и телефоны служб, куда можно обратиться с жалобой, и прописан основной алгоритм действий. Для защиты прав потребителей работают одноименный отдел и консультационный центр, входящий в состав регионального Роспотребнадзора. К их сотрудникам ежедневно обращаются покупатели с вопросами: что делать, если приобрели некачественный товар, как получить обратно деньги от магазина, где можно провести экспертизу? К примеру, на днях звонила женщина, купившая купаты, из которых при жарке поползли черви. Мурманчанка даже была согласна оплатить работу экспертов.

По правилам, покупатель, приобретший некачественный продукт, должен написать на имя директора магазина претензию о возврате денег в двух экземплярах и добиться ее регистрации. Однако сделать это не так-то просто, магазины отказываются принимать подобные заявления. Тогда есть второй вариант: отправить претензию ценным или заказным письмом с уведомлением. Параллельно с этим следует отправить в Роспотребнадзор жалобу, к которой приложить фотографию продукта, копии кассового чека и претензии к магазину. Согласно действующему законодательству компетентный ответ должен быть получен максимум через 30 дней.

- Надо заметить, во всей стране в последнее время усилился контроль за качеством продукции, - присоединилась к разговору главный специалист комитета по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Наталья Скоморохова. - Согласно статистике, на первой строчке в рейтинге фальсификата стоят молочные продукты. Использование денатуратов позволяет продавать продукт дешевле, нанося тем самым вред здоровью человека, а также экономике предприятий, производящих натуральные продукты. На сайте Национального союза производителей молока можно увидеть результаты проверок молочных продуктов и сыра, проведенных в Московской области, Санкт-Петербурге, Туле, Хабаровске и других городах страны. Сейчас к ним присоединяется и Мурманск.

Как отмечают специалисты, в борьбе за качество продуктов один в поле не воин. Покупателю, приобретшему некачественный товар, сложно и накладно доказать его непригодность. Решить эту проблему призвана «Школа потребителя». Первая контрольная закупка состоится уже в начале следующей недели. В какой именно магазин и за каким продуктом отправятся общественные эксперты, держится в строжайшем секрете. Корреспондент «Мурманского вестника» отправится в рейд вместе с экспертами.

Екатерина АНДРЕЕВА.