По мнению специалистов, в отличие от мировых столиц, у Петербурга своего «рекламного лица» пока нет. Но зато есть шанс учесть чужой опыт, исправить имеющиеся ошибки и тем самым «примирить» жителей с такой неизбежностью, как наружная реклама. Интересы бизнеса, населения и собственно города постарались, как утверждают разработчики, учесть в концепции размещения наружной рекламы Петербурга на 2013 - 2017 годы.

Зона опасности

Еще несколько лет назад горожане вели настоящую войну с рекламными растяжками, которые самым нахальным образом перекрывали исторические перспективы Петербурга. Сейчас у города другая беда: громоздкая и часто неуместная реклама на билбордах и тумбах в центре и переизбыток рекламных конструкций в деловых и спальных районах. Поэтому первое, что предложили разработчики документа, - отрегулировать, где, что и какого размера можно и нельзя размещать.

Для этого город условно разделили на три зоны, рассказал на презентации концепции представитель компании-разработчика проекта Владимир Рябовол. В центральную (так называемую красную зону) включили Василеостровский, Петроградский, Центральный и Адмиралтейский районы. Здесь можно размещать конструкции площадью до 10 квадратных метров, при этом только в «медвежьих углах» названных районов, где конструкции не повредят архитектуре, допустимы крупные щиты до 18 «квадратов».

В самой обширной - городской - зоне (Приморский, Калининский, Фрунзенский и другие районы) разрешена установка конструкций площадью до 18 квадратных метров. А в пригородной зоне (Курортный, Колпинский, Пушкинский, Петродворцовый и Кронштадтский районы) допустимы и особо крупные носители.

Всем этим требованиям будут подчиняться не только городские, но и частные (ведомственные, арендованные и так далее) территории. То есть заплатить собственнику за рекламу любого размера на его заборе или стене будет нельзя - она должна вписываться в общие рамки.

Тротуары без «щита»

В соответствии с зонами будут предъявляться и требования к рекламе на перекрестках дорог. Сейчас в городе встречаются «перепутья», где из-за одной рекламной конструкции выглядывает другая, «подпирает» их третья, а сбоку торчит еще какой-нибудь билбордик. В документе указаны предельно допустимые площади отдельных рекламных конструкций на территории в один гектар: для центральной зоны это 300 «квадратов», городской - 500, пригородной - 700.

Собственникам рекламных конструкций придется потесниться и на тротуарах. Из-за рекламных тумб по узким улицам иногда нелегко пройти даже гуськом, не говоря о проезде детской или инвалидной коляски.

Разработчики концепции и чиновники решили: если от стены дома, забора, газона или поребрика до оси рекламной конструкции расстояние менее трех метров, то никаких тумб там быть не должно. Причем конструкции должны стоять под углом или параллельно проезжей части так, чтобы не мешать проезду уборочной техники.

Конструкции должны быть не только «удобными», но и безопасными. В концепции предусмотрен запрет на так называемые сооружения с открытым фундаментом, то есть незакрепленные в земле. Как правило, их устанавливают на асфальте, под которым лежат «свитки» коммуникаций, или на гранитных набережных, под которые так просто не подкопаешься. Петербургский ветреный климат делает подобные устройства слишком опасными, поэтому рекламщикам придется мириться с их запретом, переносить на новое место или придумывать что-то другое.

Хай-теку рады - с оговорками

Подчинить единым правилам наконец решили рекламу на «глухих» фасадах и стенах домов, а также фасадах, затянутых строительной сеткой. Даже если здание наглухо «замуровано» под реконструкцию, это не повод разукрашивать его «с ног до головы» логотипами. Решено: для любой рекламы - не более 30% площади поверхности. Сами рекламщики, правда, просят сделать исключение (в том числе в центре) для «трансляции» на фасадах шедевров живописи Эрмитажа, Русского музея, архитектурного величия храмов России и так далее.

Еще одним «эстетическим» новшеством должен стать запрет громоздких прямоугольных «телевизоров» площадью более 18 «квадратов» на крышах зданий в центральных районах. Такие рекламные формы должны уйти как вчерашний день. Если уж «украшать» крышу, то легкой светодиодной конструкцией.

Разработчики концепции считают, что новые формы и технологии рекламы должны получить свое развитие и в Петербурге. Например, красивой может быть нестандартная реклама - на скамейках, клумбах и урнах, остановочных пунктах. Свое слово могут сказать и технологии: сетки со светодиодными трубками, лазерные и digital-outdoor технологии, которые позволяют осуществлять беспроводную замену информации в режиме он-лайн, а также технологии Touch Screen.

Если эти технологии получат развитие, то главное, чтобы они были уместны. А еще важно не переборщить с этой самой световой рекламой. На горячую линию Балтийской медиа-группы, например, не раз поступали звонки от горожан, которым постоянный свет от рекламных экранов в районе Финляндского вокзала мешает спать. Не должно выйти и так, чтобы вся реклама, хорошая и плохая, уместная и нет, разом перекочевала из центра в спальные районы.

Анна БЕЛЯЕВА, «БалтИнфо»