В России правила дорожного движения появились гораздо раньше самих автомобилей. Правда, в те далекие времена они регулировали перемещение по улицам не железных коней, а всадников и гужевого транспорта. Документами, содержащими эти правила, были царские указы. Так, например, в 1730 году Анна Иоанновна подписалась под следующим распоряжением: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, бить кнутом и ссылать на каторгу».

С появлением машин возникла необходимость ограничить движение определенными рамками. Причем было время, когда автомобилям разрешали ездить не более 3 километров в час. Правда, на большее те, исходя из своей мощности, и так рассчитывать не могли.

Теперь же скорость некоторых авто измеряется сотнями километров в час, а об их количестве и говорить страшно. Только в нашей области зарегистрировано порядка 160 тысяч машин. Естественно, и правила дорожного движения - величина не постоянная. Заместитель начальника УГИБДД УМВД по Мурманской области Михаил ДАНЧИВСКИЙ рассказал об изменениях ПДД 2012 года, которые оказались особо актуальными для нашего региона.

Стекла посветлели

С 1 июля ужесточены санкции за тонированные окна машины. И если допустимая норма затемнения превышена, водитель теперь не только раскошеливается на 500 рублей - с его железного коня скручивают номера до устранения причины, то есть до снятия пленки. Поэтому многие начинают сдирать тонировку прямо на месте. Однажды я сама стала свидетелем того, как особо ловкий водитель успел отклеить темную пленку с окон машины, пока инспекторы выходили из патрульного автомобиля и шли к нему.

- Теперь нарушений, касающихся тонировки, у нас практически нет, - говорит Михаил Данчивский. - Тогда как раньше это было чуть ли не повсеместно. Допустим, люди уезжали в отпуск, тонировали окна от солнца, а потом так и ездили. Кроме того, с помощью тонировки было удобно скрывать другое нарушение - неиспользование ремней безопасности. Так что, можно сказать, здесь законодатели решили сразу две проблемы.

Еще одно весьма распространенное нарушение правил дорожного движения для нашей области - несоблюдение требований знаков и разметки, запрещающих остановку и стоянку. Если раньше водителю, проигнорировавшему их, приходилось расставаться с 300 рублями, то в середине 2012 года штраф увеличили в 5 раз. Так что, нарушитель, будь добр выложить кровные полторы тысячи, да еще и отправиться за своим средством передвижения на штрафстоянку.

- В большей степени эта проблема, конечно, касается областного центра, где неправильно припаркованные машины сужают проезжую часть, тем самым уменьшая проходимость транспортного потока, - продолжает наш собеседник. - После ужесточения правил получше стало на проспекте Ленина. Помогло то, что законодателями было принято решение об эвакуации транспортных средств, которые нарушают правила остановки и стоянки.

В 2011 году таких нарушений было выявлено 4775, в прошлом - 5750. Но увеличение здесь связано вот с чем. Дело в том, что, во-первых, в уходящем году сотрудники ГИБДД и городская власть стали уделять повышенное внимание проблеме пробок, во-вторых, автоинспекторы начали использовать прибор «Паркон».

Он позволяет ехать на патрульном автомобиле и фотографировать транспортные средства нарушителей, а потом отправлять владельцам так называемые письма счастья. Раньше же, если сотрудник ГИБДД видел такое нарушение, ему нужно было дождаться водителя, выписать тому административный штраф и получить подпись. Сейчас этого не требуется.

«Зебру» не давить!

Любителям парковаться на пешеходном переходе, перегораживая дорогу людям, жить стало труднее, точнее, затратнее. Если раньше можно было отделаться предупреждением или штрафом в 300 рублей, то теперь отдать придется тысячу, кроме того, смириться с задержанием железного коня.

- Это тоже большая проблема для нашего города. Почему? Потому что в Мурманске просто не хватает парковочных мест, - продолжает Михаил Данчивский. - В основном это центр города, в частности, территория возле крупных магазинов. Именно такие жалобы чаще всего поступают к нам от граждан. Видимо, собственники магазинов не думали о том, что их клиентам негде будет ставить машины. Но мы усиленно работаем в этом направлении.

Если обратиться к беспристрастной статистике, то, к счастью, можно смело говорить, что парковаться на «зебре» все же стали меньше - 375 нарушений в 2012 году против 651 в 2011-м.

В 10 раз - со 100 до 1000 рублей - был увеличен штраф за остановку и стоянку на остановках маршрутных транспортных средств. Если говорить точнее, раньше за такой проступок можно было вообще получить лишь предупреждение, а теперь еще и автомобиль задержат. И здесь проблемные места - территории возле крупных торговых центров.

- В городе на остановках стала появляться зигзагообразная желтая разметка, обозначающая остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси, где стоять запрещено, - говорит замначальника УГИБДД. - И такая разметка должна быть на всех остановках.

Эта одна из задач, которой сотрудники автоинспекции продолжат активно заниматься в наступившем году. Кроме того, возможно, разметку на заполярные дороги станут наносить не краской, а пластиком, чтобы зимой она не стиралась.

В 2013-м автоинспекторы продолжают борьбу с самыми частыми правонарушениями: превышением скорости, выездом на встречку и пьянством за рулем.

- Если бы водители ездили по той же федеральной трассе, не нарушая скоростной режим, то и аварийность бы снизилась, - уверен Михаил Данчивский. - Люди не осознают, что, например, разрешенная на трассе скорость в 90 километров в час - это не просто взятая с потолка цифра: она просчитана специалистами, то есть безопасна для движения. Даже если будет столкновение, это не приведет к летальному исходу. Действительно, автопарк сейчас в Заполярье значительно обновился, как и во всей России. Машины хорошие, достаточно мощные. Человек привыкает к скорости более 100 километров в час, не задумываясь о последствиях, а ведь просто в один момент он может отвлечься.

Продолжится работа и касаемая безопасности детей: школьников и детсадовцев. Подъездные пути к образовательным учреждениям будут оборудоваться недостающими дорожными знаками.

Екатерина БОГДАНОВА