Для экипажа атомохода «Россия» становится традицией зимний переход на Балтику. Там, как уверяют метеорологи, нынче сложилась необычайно тяжелая ледовая обстановка. Впрочем, по воспоминаниям «россиян», в прошлом году им также пришлось немало потрудиться, вызволяя из ледового плена суда. Всего за время работы в Финском заливе за прошлую навигацию атомоход провел 185 кораблей различного класса, включая крупнотоннажные танкеры.

Напомним, первым из мурманских атомных ледоколов на помощь балтийским коллегам-морякам пришел в 2011 году «Вайгач». Тогда в связи с опять же аномально тяжелой ледовой ситуацией в Финском заливе одновременно застряли около 150 судов. Прошлой зимой проводку начал атомоход «50 лет Победы», который позже и сменила «Россия». И вот - снова на Балтику по проторенному, можно сказать, пути. Впрочем, для капитана Олега Щапина это будет первый балтийский опыт:

- Конечно, в незнакомых местах работать всегда сложнее. Не буду скрывать - немного волнуюсь. Из петербургского порта и в него всегда очень интенсивный судопоток. Корабли идут туда-сюда практически беспрерывно. В этом основная сложность. В Арктике мы судно взяли и ведем себе спокойненько 12 суток до Берингова пролива. Но будем стараться. Надо помочь балтийцам, - говорит капитан.

«Россия» должна взять курс на Балтику ориентировочно сегодня к полуночи. Договор с ФГУП «Росморпорт» пока подписан до 15 апреля. Далее по обстановке. Все государства, вдоль границы территориальных вод которых будет следовать атомоход, предупреждены об этом по линии российского МИДа. Отдельное уведомление направлено также в центр по радиационной и ядерной безопасности Финляндии. Вместе с «Россией» работать в Финском заливе будут также более десятка дизель-электрических ледоколов различной мощности, принадлежащих «Росморпорту».

Вместе с Олегом Щапиным в роли капитана-наставника в рейс вышел Александр Спирин. Он возглавлял команду атомохода в прошлом году и хорошо знаком с тамошними условиями.

- На Балтике идет постоянное оживленное движение. Много грузопассажирских паромов, рыбацких судов, частных яхт и катеров. А многотонные танкеры приходится проводить по узким каналам. Шаг влево, шаг вправо считается нарушением правил безопасности на море. Но маршрут не выбирают, да и толщина льда совсем не та, что в Арктике. Для атомного ледокола он не помеха. И потом, в тех широтах и сейчас есть и восход, и заход солнца, что для нас, северян, одно удовольствие созерцать! - улыбается Александр Спирин. - Но если серьезно, то все красоты природы «компенсируются» интенсивностью движения в Финском заливе. В прошлом году, например, мы проводили по 4-5 танкеров за день. Это очень много. Но надо. Работа у нас такая...

Фото: Лев Федосеев
Андрей ПОПОВ