В конце 2012 года в Москве на II Всероссийском съезде учителей истории и обществознания встретились преподаватели из российских школ. Организаторы мероприятия - министерство образования и науки РФ, Ассоциация учителей истории и обществознания, Институт всеобщей истории РАН, Российский государственный гуманитарный университет.

О том, как прошел слет школьных историков, рассказал побывавший на нем преподаватель кольской вечерней школы, председатель Мурманского регионального отделения Ассоциации учителей истории и обществознания Антон Скляров. Сравнивая его с первым, в работе которого наш земляк также участвовал, он обратил внимание на малочисленность нынешнего форума. На первом было больше тысячи человек, на втором - триста с небольшим, в основном москвичи.

Да и темы, которые поднимали в 2012-м, были в основном те же, что обсуждались год назад. Это вопросы общего состояния и перспектив школьного исторического образования. Говорили также об облике современного учителя истории. Как признался Скляров, при обсуждении этого вопроса он ожидал большего, надеялся на разговор о достойной зарплате учителя.

- Так ее уже и так повысили до достойных высот, все СМИ об этом трубят, - не удалось сдержать удивление.

На что Антон Александрович ответил, что учительская ставка - 18 часов в неделю - оплачивается довольно скромно, вот и приходится крутиться, чтобы получить бонусы из стимулирующего фонда, брать дополнительные часы, а то и подрабатывать за порогом школы.

Обсуждали и, в который уже раз, осуждали целесообразность единого государственного экзамена по истории. Ведь учеников приходится примитивно натаскивать на тесты, иначе плохой показатель по ЕГЭ скажется на репутации и зарплате учителя. Да и ученики отвыкли уже разговаривать, грамотно излагать материал, сетует мой собеседник. Связно лишь спрашивают, сколько баллов могут получить.

Оказалась затронутой и еще одна, давно уже бывшая на слуху тема - о переходе от концентрической системы преподавания истории в школе к линейной. Линейная-то и была раньше, до 90-х годов. То есть от истории Древнего мира школьник с 5-го по 10-й класс доходил до новейшей истории. В 90-х же, с введением школы-одиннадцатилетки и обязательного неполного среднего образования, оказалось, что часть детей «недобирает» историю. И ее всю втиснули в 9 обязательных лет. А в 10-11-м классах стали более углубленно изучать ранее пройденное. И если сначала с потом и кровью давался переход от линейного преподавания истории к концентрическому, то теперь разговор о том, что надо бы вернуться к линейной системе, вызывает у учителей панику.

И раз уж по второму кругу пошло обсуждение всех этих вопросов, то понятно, откуда разочарование, которое сквозило в голосе участника недавних событий. Ведь и создание ассоциации, и последовавший затем всероссийский сбор учителей истории вызвали всеобщий оптимизм, надежду на действенность совместных усилий. Собравшись, высказали наконец, что наболело. Высказали еще на первом съезде, на втором - получилось повторение пройденного.

И все же эта поездка в Москву, несомненно, оставила у моего собеседника много ярких впечатлений. Это встречи с коллегами, единомышленниками, общение с увлеченными своим делом людьми.

- Здорово, что удалось поговорить с главным редактором журнала «Преподавание истории в школе» Энвером Абдулаевым, - делится он.

Кстати, в первом номере журнала за прошлый год была напечатана статья Антона Склярова, посвященная периодизации истории Северного Кавказа. Как сказал Абдулаев, учителя заинтересовались этой темой, ждут ее продолжения, более подробной разработки в методическом плане. О дальнейшем сотрудничестве и договаривались.

Задело за живое выступление академика РАО, заслуженного учителя России Евгения Ямбурга. Он обратил внимание на то, что мы зациклились на технических проблемах образования и совсем забыли о духовной составляющей - миссии учителя. Учитель - это тот человек, который может повлиять на здоровье нации, считает Ямбург.

Антона Склярова я знаю с 2009 года. Тогда его ученик занял второе место на всероссийском конкурсе в номинации «История». Вроде ничего особенного, да и место не первое. Но не будем забывать, что это был ученик 12-го класса вечерней школы. Удивительно то, что учителю удалось так увлечь юношу историей, что, несмотря на статус школы, на большую конкуренцию со стороны учащихся лицеев и гимназий, работа молодого жителя Колы была оценена комиссией по достоинству. Об этой победе вечерней школы я написала тогда в «Мурманском вестнике». Через год еще одна ученица Склярова получила на подобном конкурсе диплом второй степени. А еще через год повез он в Питер на конкурс другую способную ученицу.

- Тоже хорошо выступила, - отмечает Антон Александрович.

Только, по его признанию, с каждым годом все труднее даются не то что победы, но и просто участие, потому что невозможно стало отыскивать спонсоров на такие командировки и ездить приходится уже за свой счет. А где у вечерника деньги на все это? Ведь человек потому и учится в вечерней школе, что днем - зарабатывает на жизнь. И трудится, понятное дело, не главным инженером, не топ-менеджером, а на должности поскромнее.

Рассказывая о деятельности региональной ассоциации учителей истории и обществознания, которую он возглавляет, Антон Скляров так воодушевился, что от присутствовавшего в начале нашего разговора некоторого разочарования от того, что не все проблемы решаются на съездах, не осталось и следа.

Идей у нашего земляка много: провести исследовательские работы по истории Кольской сверхглубокой скважины, а также канатной дороги, что соединяла во время Великой Отечественной войны Печенгу и Западную Лицу, говорят, немцы ее привезли из Альп, а сейчас ее пытается восстановить местный энтузиаст Дмитрий Дулич. Естественно, учитель планирует привлекать ко всем этим историческим изысканиям своих учеников. Значит, впереди возможны и новые победы в столичных конкурсах. История-то творится каждый день, каждый час, каждую минуту. А сколько еще непознанного, неосмысленного, незафиксированного таится в прошлом? А сколько фальсифицированного, неправильно понятого? Я это к тому, что работы у историков всегда был непочатый край. А если еще эти историки - школьные, которым просвещать молодое поколение... Ответственнейшая задача! Но и страшно интересная.

Галина ДВОРЕЦКАЯ