Многие мамы и папы поиском хорошего домашнего тьютора начинают заниматься задолго до начала учебного года. У педагогов, имеющих большой стаж такого преподавания и отличные результаты, на год вперед расписан график занятий. Сейчас непросто найти свободного преподавателя.

Но так ли уж нужно нашим детям репетиторство? Этот вопрос «Новгородские ведомости» задали преподавателю русского языка и литературы гимназии № 4 Великого Новгорода Светлане Бычковой.

- Лично я не сторонник репетиторства. Но соглашусь с тем, что есть дисциплины, например, биология, химия или математика, новые темы по которым изучают до конца 11-го класса. И если есть пробелы в каких-то разделах, то не всегда хватает времени у педагога и детей, чтобы еще раз вернуться к ним. А коль школьник планирует поступать в престижный вуз, где соответствующие предметы являются профильными, то тогда, возможно, и стоит прибегнуть к помощи репетитора. Кроме того, лишние занятия имеют смысл тогда, когда у учащегося не сложились отношения с предметником: педагог плохо объясняет, и ребенок вообще ничего не понимает на его уроках.

Только эти две причины, по мнению Светланы Николаевны, могут служить поводом для поиска репетитора. Что касается учебных курсов, по которым в 10-11 классах идет лишь повторение ранее пройденных тем, как то история или русский язык, нет необходимости еще и репетиторов нанимать по ним:

- Закрепление материала идет по второму кругу. Хороший педагог перестроит программу так, чтобы больше времени уделить тем разделам, вопросы по которым присутствуют на ЕГЭ. Считаю, что двух уроков в неделю по русскому языку в старших классах вполне достаточно для того, чтобы хорошо подготовиться к экзаменам. Кроме того, многие учебные заведения приглашают для дополнительных занятий с ребятами преподавателей вузов, которые ориентируют будущих абитуриентов уже на требования высшей школы.

Почему родители и дети предпочитают занятия с репетиторами? По мнению Бычковой, хотят перестраховаться. Светлана Николаевна говорит, что, к сожалению, сама школьная программа подталкивает мам и пап к индивидуальным урокам за деньги:

- Раньше дети шли в первый класс, не умея ни читать, ни писать. И это было нормой. Сейчас же, набирая классы, педагоги хотят, чтобы выпускники детских садов умели читать, считать, писать и желательно прописными буквами. Такие требования рождают тревогу у взрослых, и они, желая, чтобы их чадо соответствовало требованиям, уже с начальной школы приучают себя и детей к репетиторству. Делать этого ни в коем случае нельзя. Ребята тогда вообще перестают слушать и заниматься на уроках в школе: зачем, если вечером это же самое ему одному объяснит тьютор. И поверьте, подобное отношение к учебе невозможно скорректировать уже ни в среднем, ни в старшем звеньях.

Говоря о найме репетиторов для старшеклассников, Бычкова указывает: большинству ребят дополнительные занятия не нужны. Скорее всего, молодые люди просто не желают прилагать усилия на школьных уроках, откровенно ленятся, рассчитывая на то, что им потом репетитор все разжует и в рот положит. Так что родители, оплачивая услуги персонального учителя, платят за лень своих детей.

Людмила ДАНИЛКИНА, газета «Новгородские ведомости».