Заходишь под своды просторного гаража - словно на склад металлолома попадаешь. «Москвич», «Волга», «Форд Кортина»… Целый парк раритетной автотехники, которую, впрочем, и техникой-то уже не назовешь - автохлам, которому место на свалке истории.

Семеро умельцев - среди них есть и школьник - от такого состояния раритетов испытывают полный восторг: они для того-то и собрались в этом уникальном клубе по интересам, чтобы «оживлять» старое железо, творить из него чудеса. Все свое свободное время увлеченная компания посвящает тому, что восстанавливает отслужившие свое отечественные и импортные автомобили.

Как «умелые ручки», среди которых бармен, два дизайнера интерьера, повар, студент, художник по свету, собрались вместе, они теперь и не скажут. Но три года назад их объединило общее дело, расставаться с которым в ближайшие десятилетия они не намерены. Неужели и эта «куча железа», которую я увидела в гараже, служащем для умельцев мастерской, когда-нибудь будет ездить по нашим дорогам?!

- Обижаете… Они не только ездить - летать по нашим карельским дорогам будут! - мечтательно парируют собеседники.

У каждого из автомобилистов есть дома свои «колеса». А то, что отреставрируют здесь, в мастерской, на свой вкус и с применением неуемной фантазии, будет называться автомобилем выходного дня, для выезда на отдых - после таких трудов на каждый день технику использовать жалко.

Не хуже, чем в цирке

Парк раритетов начинается при входе в гараж. Среди машин-доноров, которые можно использовать только на запчасти, одиноко примостилась легковая «Волга» ГАЗ-22.

- Это настоящий раритет. Выпускал такие автомобили в СССР Горьковский автомобильный завод с 1962-го по 1970 год, и не для частного пользования. Машина не продавалась в магазинах, потому что выпускалась в ограниченном количестве и предназначалась для государственных предприятий и больниц, - рассказывает умелец.

Такие авто использовали под кареты скорой помощи, специализированную пожарную технику, для почты и так далее. В частные руки машины попадали крайне редко, лишь в качестве государственной награды. Едва ли не единственным человеком, который купил ГАЗ-22 «Волга», оказался артист Юрий Никулин. Благодаря его известности на высшем уровне в качестве исключения председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин разрешил продажу авто Юрию Владимировичу. И то не просто так, а для перевозки циркового снаряжения.

Достоинство ГАЗ-22 «Волга» - огромное багажное отделение, заднее складное сиденье, а главное, грузоподъемность в 400 килограммов - в 60-е годы прошлого столетия ни один универсал, выпускаемый отечественным автопромом, не мог похвастаться такими техническими характеристиками.

Но для того чтобы увидеть, на какой машине ездил знаменитый актер цирка, надо изрядно потрудиться. Дмитрий Усиченко с любовью смотрит на эту груду металла:

- Автомобиль сейчас не на ходу, разобрать его предстоит до кузова - что-то подварить, почистить краску, и он засияет как новенький.

Дмитрий - любитель маленьких машин. Сам он ездит на «Пежо-107», а приобрести мечтал старенький «Запорожец». Вместо него в соседнем дворе приобрел это «чудовище». Увидел, говорит, и запал!

«Форд Фиеста» 1981 года выпуска тоже достался умельцам в страдальческом состоянии: днище - сплошная ржавчина, все в дырках. По «чудовищу» хорошо видно, какие технологии использовались при сборке авто в прошлом столетии. Вместо шпаклевки при заделке швов - олово. Сейчас таких технологий нет.

«Форд Кортина» - автомобиль конца 70-х, выпущенный британским подразделением знаменитой компании. Повар Илья Олещук может не только над блюдами колдовать - своими руками он собрал другой, более мощный, двигатель для этого раритета.

А вот и «Москвич-412». Как известно, отличная модель и очень удобная для города: большие скорости не выжимает и вполне надежная. Только 16-летнему школьнику Стасу Суржко с ним придется еще повозиться. Стас уже демонтировал двигатель, теперь учится сваривать.

Кесарю — кесарево

Кто-то играет в бильярд в свободное от работы или учебы время, кто-то гоняет по набережной на велосипеде или плавает в бассейне. Группа петрозаводских автолюбителей нашла для себя такое вот хобби - реставрировать прошлое.

Отжившие свой век авто по смешной цене, от 5 до 10 тысяч рублей, они покупают у знакомых, а порой и незнакомых людей. Это, если хотите, медленное вложение средств. Можно ведь купить новенький автомобиль, сразу выложив за него энную сумму, а можно, как Левши, месяцами облагораживать его, начинять деталями, прежде подержав в руках каждый винтик. И все ради того, чтобы когда-нибудь с ветерком и гордостью (я сделал это сам!) прокатиться на свой красавице по городским улицам.

В своем гараже-мастерской парни проводят часы напролет. Скучные стены оживляют граффити, созданные художником-графиком Игорем Фоминым, который восстанавливает в клубе ГАЗ-21. И даже стул с журнальным столиком в этом нагромождении старых и нужных вещей можно отыскать, чтобы присесть, выпить горячего чая и помечтать.

Игорь Кудряшов, один из вдохновителей клуба, рассказывает, что, когда увлекся машинами, с их техническими характеристиками знаком был слабо. Но ведь было интересно познакомиться и со временем, в которое была произведена та или иная машина, автомобильной модой, взглянуть на него, так сказать, сквозь призму истории. На помощь пришли Интернет и природная любознательность - теперь коллеги по увлечению называют его не иначе как «наша автоэнциклопедия».

- К неожиданному результату порой приходишь эмпирическим путем, - рассказывают умельцы. - Подходишь к автомобилю, изучаешь каждую деталь - и вдруг… Ух ты, какая штука - не можешь сдержать восторга! А что если ее открутить?!

Ольга МИММИЕВА, газета «Петрозаводск».