Чем ближе подходила Олимпиада, тем больше столичные транспортные службы готовились к худшему. В последние две недели учения по «управлению толпой» создали длинные очереди на наиболее загруженных станциях в Лондоне. Действительно, с началом Игр на транспортную систему ляжет большая нагрузка. Еще в феврале 2012 года глава Network Rail сэр Дэвид Хиггинс сделал зловещее заявление о том, что во время Олимпиады будут происходить «плохие вещи», нас ожидают сбои и долгие задержки. Неизбежны отказы «частей транспортной инфраструктуры», но «паниковать не следует».

Призывы «не паниковать» превратились в расхожую мантру, которая используется, как только речь заходит о взаимодействии с толпой. В основе тактик по управлению в чрезвычайной ситуации слишком часто лежит боязнь паники. Между тем идею о том, что толпа опасна, так как она делает людей эгоистичными, тупыми и эмоционально неустойчивыми, во многом следует считать наследием давно дискредитировавших себя взглядов позапрошлого века. Представим себе толпу, которая пытается спастись из горящего дома. Первым же нашим предположением, скорее всего, будет, что, осознав опасность, люди одновременно рванутся в узкий дверной проем. В результате выход окажется заблокированным, спастись не удастся никому. Люди погибнут не столько из-за огня, сколько из-за массовой паники, которую он вызовет.

Иногда считается, что люди в толпе неспособны правильно оценивать опасность или должным образом сотрудничать как друг с другом, так и с властями. Толпу якобы обязаны контролировать власти, потому что люди в ней не могут контролировать сами себя. Однако этот взгляд на толпу, из которого следуют определенные управленческие практики, имеет серьезные изъяны.

Сама по себе бедственная обстановка иногда психологически сближает людей, и из этого проистекают необходимые для выживания взаимодействие, сотрудничество и вежливость. Возьмем, например, привычку аккуратно выстраиваться в очереди - любимый британцами стереотип о самих себе. Изучая поведение выживших в чрезвычайных ситуациях (таких, как лондонские теракты 7 июля 2005 года), мы выяснили, что чем сильнее люди психологически отождествляли себя с остальной частью толпы, тем с большей вероятностью они были готовы соблюдать социальные нормы - например, готовность стоять в очереди. В реальности перед Network Rail будет стоять задача облегчить взаимодействие и сотрудничество внутри толпы, которая будет возникать внутри и вокруг транспортных объектов.

Современная психология утверждает, что решение проблем с перемещением больших скоплений людей через загруженную лондонскую транспортную сеть не сводится к контролю над толпой и к управлению толпой. Ключевым аспектом должна быть коммуникация. Доступ к нужной информации, которая должна доводиться до людей должным образом и в подходящее время, облегчает как простое взаимодействие, так и эффективную экстренную эвакуацию. Однако информация становится коммуникацией только при наличии доверительных отношений. Network Rail следовало бы подумать, не может ли избранный ею подход, который предполагает доверие со стороны публики, на самом деле подорвать его.

Клиффорд СТОТТ, Джон ДРАРИ(«The Guardian», Великобритания.) Перевод ИноСМИ.