Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста - так называется современное оборудование, которое, как ясно из его названия, следит за тем, чтобы ведущий состав человек случайно не потерял контроль за управлением машиной. Это оборудование - одна из составляющих сложной системы безопасности, которыми теперь оснащены локомотивы электропоездов, курсирующих между заполярной столицей и другими городами. Новшество позволило применить на практике прогрессивную систему управления локомотивами «в одно лицо», то есть одним машинистом. Раньше это делала бригада из двух человек - машиниста и его помощника.

С октября нынешнего года по новой системе начали работать машинисты, обслуживающие пассажирский поезд № 373/374 Мурманск - Вологда. До этого «в одно лицо» управлялись только составы № 15/16 Мурманск - Москва и № 21/22 Мурманск - Санкт-Петербург. Продолжается перевод на подобное управление локомотивов и на других маршрутах.

Машинисты, проходившие подготовку, отбирались по весьма серьезным критериям - выдержали специальное медицинское обследование и психологическое тестирование. Сейчас в мурманском цехе эксплуатационно-локомотивного депо имеют допуск к персональному вождению локомотива 8 человек, в январе закончит курс обучения следующая группа.

Первый на Октябрьской дороге рейс пассажирского поезда, управляемого по новой системе, состоялся на участке Кандалакша - Мурманск осенью 2006 года. «Первопроходцем» стал машинист локомотивного депо Кандалакша Олег Лезилов.

Внедрение прогрессивной технологии приносит значительный экономический эффект, а возможным это стало благодаря оснащению локомотивов современной интеллектуальной бортовой системой автоматизированного управления движением поезда, включающей в себя регистратор параметров движения и автоведения. Системы позволяют соблюдать все требования безопасности, устанавливать оптимальный режим ведения поезда, осуществляют учет электроэнергии в реальном масштабе времени, выполняют диагностику технического состояния локомотива.

Юлия МАКШЕЕВА