За много лет журналистской практики мне не раз доводилось писать о летчиках, отправляясь с ними на авиахимработы, в рейсы санавиации, на ледовую разведку. И вот что удивляло - все пилоты категорически отказывались перед вылетом фотографироваться для репортажа. После рейса - пожалуйста, перед ним - ни за что! Примета плохая.

Да, пилоты суеверны. Как и любой, кто часто доверяет свою жизнь ненадежной воздушной стихии. Поэтому, когда я вижу, как радостно фоткают друг друга и «селфятся», едва успев сесть в салон самолета, наши сограждане, у меня это вызывает смутную тревогу. А сейчас фото 10-месячной Дарины, снятой родителями перед вылетом из Шарм-эль-Шейха на фоне аэродрома, внушает жуть: все, кто увидел снимок впоследствии, знали, что малышке уже никогда не исполнится года. Кто-то не верит в мистику и, наверное, правильно делает. Однако вспомним, что номер рейса из Шарма в Петербург был 9268, точно такой же, как у разбившегося 29 декабря 2012 года Ту-204 компании «Ред Вингс», летевшего по маршруту Пардубице - Москва.

И все-таки туристические рейсы в Египет и Турцию стали для многих из нас настолько привычными (слишком уж заманчиво соотношение цены и качества, да и сервис там с нашими курортами не сравнить), что мы садимся в самолет вполне спокойно и с оптимизмом. Ведь каждый верит в лучшее.

Мне самой довелось за десять дней до катастрофы лететь из Хургады в Мурманск. Летели ночь, с ноля до 7 утра. Практически весь самолет, кроме экипажа, конечно, спал. Выходили на трап, потягиваясь: как здорово, заснул-проснулся - уже Мурманск.

Спросила у знакомого менеджера турфирмы, снизился ли сегодня спрос на рейсы в Египет. «Немного, - честно признался он. - Но не из-за соображений безопасности, а от падения доходов людей. Доллар вырос, путевки подорожали».

И все-таки люди летают и будут летать из зимы в лето. Кстати, самолетами «Когалымавиа» (теперь «Метроджет») я лично летала много раз, причем не просто благополучно, но и комфортно. Что говорит о высоком профессионализме экипажей.

Теперь о роковом рейсе. Самолет А321 российской авиакомпании «Метроджет» разбился на севере Синайского полуострова утром 31 октября, выполняя рейс Шарм-эль-Шейх - Санкт-Петербург. Погибли 224 человека - 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Уже названы три версии крушения воздушного судна, обозначенные в материалах открытых источников Интернета. По мнению экспертов, причиной его разрушения в воздухе мог, к примеру, стать взрыв в багажном отделении, который привел к разгерметизации самолета из-за резкого перепада давления. Это первая версия. Вторая - целостность авиалайнера могла нарушить «усталостная» трещина, возникшая, вероятно, в шпангоуте фюзеляжа. В 2001 году этот самолет, тогда еще не принадлежавший «Когалымавиа», при посадке в аэропорту Каира ударился о полосу хвостовой частью. Называется и еще одна причина трагедии - неисправный двигатель.

Специалисты подчеркивают, что установить точную причину крушения А321 будет непросто. То, как функционировали все системы самолета, станет известно из показаний «черных ящиков». Этот же источник поможет узнать, о чем говорил экипаж в последние минуты и какие меры принимал к спасению судна. Однако, как сообщил «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник в Каире, экипаж не оповещал наземные службы о неполадках на борту, не подавал сигнал бедствия и не запрашивал аварийной посадки. «Черные ящики» были обнаружены в субботу на месте крушения, в воскресенье каирские специалисты начали их расшифровку. В МАК (Международный авиационный комитет) заявили, что авиалайнер разрушился в воздухе.

И новые сведения из курортного Египта. Вчера утром сотрудники аэропорта Хургады окружили неисправный российский самолет, не дав ему взлететь. Как сообщают интернет-источники, в очередном А321 компании «Уральские авиалинии» была обнаружена техническая неисправность. 220 пассажиров вывели из самолета и вернули в зону вылета. Российский экипаж был готов лететь из Хургады в Пермь, но египтяне не дали разрешения, окружив самолет кольцом из машин. Представители «Уральских авиалиний» сообщили агентству ТАСС, что самолет находится в исправном состоянии. Но ведь египетские специалисты тоже не на пустом месте тормознули вылет?

К сожалению, немалую роль в таких ситуациях играют нежелательные для авиакомпаний финансовые издержки. Лишние часы стоянки в чужом порту дорого обходятся. Как и лишнее топливо, которое придется потратить, чтобы обойти грозовой фронт, а не лезть поверх грозы на недопустимую высоту, чтобы затем свалиться в плоский штопор, как это было в августе 2006 года в рейсе Анапа - Санкт-Петербург, который выполняли пилоты «Пулковских авиалиний». Тогда погибло 170 человек. Но сколь бы ни были велики денежные затраты, человеческие жизни несоизмеримо дороже. Да что там говорить - бесценны. Жаль, что в наш насквозь меркантильный век не все это понимают.

Нина АНТОНЯН.

Губернатор Мурманской области Марина Ковтун направила телеграммы соболезнования в регионы, чьи жители погибли в авиакатастрофе над Синайским полуостровом

«Страшная, непоправимая беда в одночасье пришла в десятки семей. От имени северян и от себя лично желаю родным и друзьям погибших, их землякам мужества, душевных сил и присутствия духа в эти черные дни», - говорится в телеграмме.

Слова соболезнования Марина Ковтун адресовала и жителям Мурманской области, чьи близкие погибли в авиакатастрофе.

«Боль утраты не унять никакими словами утешения. Единственное, на что мы способны сейчас, - объединить наши сердца в скорби и сострадании. Вся Россия слилась в единой волне душевного участия, и я надеюсь, что это послужит хотя бы небольшой поддержкой людям, потерявшим близких», - сказала Марина Ковтун.

Управление информполитики и взаимодействия со СМИ аппарата правительства области.

Авиакатастрофа в египетском небе унесла 224 жизни. Среди погибших оказались и жители Мурманской области

В Апатитах возле подъезда дома № 12 на улице Ленина - фотографии, поминальные свечи и цветы. Отсюда некоторое время назад отправились в отпуск супруги Нина Николаевна и Александр Александрович Дунаевы. Люди, которые были с ними знакомы, говорят - пара, легкая на подъем, они любили путешествовать. После этой поездки планировали переезжать поближе к сыновьям, которые живут в Санкт-Петербурге. Но все сложилось по-другому…

Вместе с Дунаевыми эта катастрофа оборвала жизни еще двух человек, которых знали в городе, - Галины Николаевны Беспаловой (сестры Нины Николаевны) и их подруги Валентины Степановны Михайлюковой.

В страшной катастрофе погибла также жительница Мончегорска Любовь Владимировна Козлова.

Светлана НАГЛИС. Апатиты.