Подарки к открытию сезона

Картины первого ряда, произведения гениального художника, шедевры изобразительного искусства - эти определения звучат постоянно в зале Культурно-выставочного центра Русского музея. Оно и понятно, ведь там открылась экспозиция «Карл Брюллов и ученики». Это подарок северянам из Санкт-Петербурга: Государственный Русский музей в очередной раз привез в Мурманск шедевры мирового изобразительного искусства.

- Уникальная экспозиция открывает наш творческий сезон. Мы встречаемся с картинами и посетителями лично после долгих месяцев самоизоляции и онлайн-выставок, - сказала директор областного художественного музея Ольга Евтюкова. - Эта и другие экспозиции начали работу в обычном формате, но с ограничениями и соблюдением правил безопасности. Да, проведение массовых мероприятий пока запрещено, но можно приходить небольшими группами и наслаждаться творчеством гениального художника и его учеников. Подобные выставки это не просто радость встречи и экспонирование картин первого ряда, но и школа - для музейщиков, начинающих и именитых художников, поклонников искусства.

 «Штурм Пугачевым Казани» (1947 г.). Моллер Федор Антонович.

- Нынешняя выставка - продолжение многолетнего сотрудничества Государственного Русского и областного художественного музеев, - взяла слово врио министра культуры Наталья Иванова. - Новый творческий сезон в этих стенах открывается с шикарной выставки произведений Карла Брюллова. Что может быть прекраснее? Министерство культуры Мурманской области старается делать все возможное, чтобы экспозиции подобного уровня проводились регулярно. Очень важно, что северяне могут приобщиться к мировой культуре, увидеть шедевры на выставочных площадках региона

Тех, кто побывал на вернисаже, ждал еще один подарок: произведения привез и экспонировал автор и куратор выставки, искусствовед с мировым именем - заведующий отделом живописи XVIII - первой половины XIX веков Григорий Голдовский. На протяжение трех десятков лет он занимается изучением творчества Брюллова, за это время написал множество статей и научных трудов.

Григорий Голдовский.

- Конечно, Великий Карл, как называли его современники, очень значимая страница в истории русской культуры, - сказал Григорий Наумович. - Для отечественного изобразительного искусства имя Карла Брюллова значит столько же, сколько для художественной литературы имя Александра Пушкина. Любопытно, что они родились в один год. Познакомились два гения в 1736 году, накануне дуэли Александра Сергеевича. Поэт писал жене о Брюллове, что он добрый малый и настоящий художник.

Эпоха Великого Карла

Творческое наследие автора составляют около 200 произведений. Большая их часть, а именно 72, хранится в Государственном Русском музее, чуть меньше - в Третьяковской галерее. В Мурманск прибыли 20 работ художника. Среди них нет большеформатных, но это нисколько не обесценивает выставку. Как считают эксперты, каждое произведение Великого Карла открывает его по-новому. Работы разноплановые: северяне увидят Брюллова как портретиста, иконописца, монументалиста, мастера исторического изображения.

- Была эпоха Брюллова. Это интереснейшая личность, которая доказывает высказывание: если человек по-настоящему талантлив, то он одарен разнообразно, - продолжил Борис Голдовский. - Художник от бога. Он говорил, что если не работает, то не живет. Да, он прожил по современным меркам недолго, умер в 52 года. Положение Брюллова при дворе и вне его было особым. Он учился в Академии художеств, папенька его был академиком первой статьи, занимался резьбой. Рамы для произведений Великого Карла делали в мастерской отца. Уже в Академии Карл был известен как яркая личность, как ученик особого порядка. Он частенько помогал выполнять задания своим однокашникам. Но не просто так, а за булочки, потому что был сладкоежкой. Правда, профессоров ему не удавалось обмануть. Они говорили, глядя на работы учеников: «Видимо, Брюллов хочет в этой трети заработать для тебя пятерку». С возрастом художник стал пользоваться необычайным успехом у дам. Достаточно вспомнить, что его яростной поклонницей была графиня Вера Самойлова, одна из звезд русской аристократии. Карла Павловича она называла Бришкой. Бывало, дамы кончали жизнь самоубийством, не получив благосклонности художника. Однако славен Карл Брюллов все же своими замечательными творческими успехами и достижениями.

«Сцена из римского карнавала» (1859 г.). Орлов Пимен Никитич.

Кроме картин мастера в выставочном зале представлены работы его наиболее талантливых учеников. Дело в том, что Карл Павлович был потрясающим педагогом. К нему стремились записаться самые перспективные молодые люди. Будучи профессором, он воспитал целую плеяду живописцев, которые соотносили свои работы с произведениями учителя.

Именно воспитанники рассказали мастеру о Тарасе Шевченко, который был тогда крепостным, а своей свободой он обязан Великому Карлу. Поэт и прозаик сам писал: «Сговорившись предварительно с моим помещиком, Жуковский просил Брюллова написать с него портрет, с целью разыграть его в частной лотерее. Великий Брюллов тотчас согласился, и портрет у него был готов. Жуковский, с помощью графа Виельгорского, устроил лотерею в 2 500 рублей, и этой ценой была куплена моя свобода 22 апреля 1838 года».

Случай с Шевченко не единственный - позже он выкупил своего собрата по кисти Кирилла Горбунова. Впоследствии Кирилл Антонович стал учеником Брюллова, публике известны его портреты Виссариона Белинского, Александра Герцена, Николая Огарева, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Ивана Тургенева и других современников. Также Горбунов принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве, Александровского собора в Вятке, церкви Знамения в Царском Селе.

«Портрет императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, с дочерью Марией Николаевной на прогулке верхом в Петергофском парке» (1837 г.). Брюллов Карл Павлович.

После экскурсии на раскопки

Однако вернемся к Великому Карлу. Он с рождения не отличался богатырским здоровьем, а окончательно надорвал себя работами в Исаакиевском соборе. Ему приходилось писать на лесах, с задранной вверх головой, отсюда искривление позвоночника, плюс сквозняки, которые обострили ревматизм. Художник долго болел. А когда пронесся слух, что Брюллов выздоровел, весь Петербург стремился навестить его. Восстанавливаться Карл Павлович отправился на Мадейру, оттуда - в местечко Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. Там же он и закончил свои дни.

Несмотря на довольно недолгую жизнь, Великий Карл оставил после себя память как об очень разностороннем авторе, чье творческое наследие будет жить в веках.

Одними из первых посетителей экспозиции стали губернатор Андрей Чибис и его супруга.

- Карл Брюллов - это художник, который писал историю и людей, которые эту историю делали, - поделился впечатлениями глава региона. - На выставке будет интересно побывать и взрослым, и детям.

На основе экспозиции сотрудники музея подготовили несколько мероприятий: показ фильма о художнике, занятие, включающее в себя рассказ о самой известной картине Брюллова «Последний день Помпеи», и даже раскопки, интерактивную игру.

Прикоснуться к прекрасному можно в Культурно-выставочном центре Русского музея на улице Софьи Перовской. Экспозиция «Карл Брюллов и ученики» работает по 15 ноября.