В Мурманском областном книжном издательстве увидел свет объемный труд "Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем", подготовленный к печати писательницей из Ревды Надеждой Большаковой.

Новая книга - это настоящий фолиант в твердом переплете: около четырехсот страниц с цветными иллюстрациями. Это отнюдь не первое исследование жизни коренного народа Кольского полуострова. Но, пожалуй, пока наиболее полное, выполненное с использованием значительного круга литературы и первоисточников.

Что выгодно отличает "Жизнь, обычаи и мифы..." от того, что по этой непростой и многоликой теме выходило прежде? Угол зрения, точнее, позиция, которую выбрал автор для разговора. Она рассказывает о родном для себя народе не сверху, не с точки зрения знающего много умных слов ученого, но ведет повествование словно изнутри, с позиции обычного человека. Соответственно и язык, который при этом применяет, прост, доступен, избавлен от излишнего академизма и околонаучной терминологии.

При этом материал, составивший книгу, как никогда разнообразен. Начинается она кратким экскурсом в историю - с первых, относящихся еще к концу IX века, упоминаний об аборигенах Восточной Лапландии. Автор щедро цитирует классические работы: замечательного кольского краеведа Ивана Ушакова, в разные годы бывавших в нашем крае журналиста Василия Немировича-Данченко, писателей Михаила Пришвина и Всеволода Лебедева. А вот как отзывался о саамах Сергей Максимов, путешествовавший по Кольской земле в 1856-м: "Лопаря обидеть легко, потому он добр; придешь к нему в вежу - всем потчует; вчерашней рыбы не подает, а живую тащит, сегодняшнюю. А то и выпьет - драться не лезет, не то что наш брат помор: а ты его поцелуй, ты его сам зазови в гости, ты с ним крестом поменяйся, крестным братом назови. Так он за тебя душу свою заложит и выкупать не станет..."

А дальше - автор книги предлагает нам подробное описание особенностей быта саамского человека за календарный год: когда он начинался, какие включал обязательные занятия и праздники. Отдельная главка посвящена устройству лопарских жилищ, раздел о поселениях сопровождают схемы основных погостов (сезонных мест обитания оленного народа). Интереснейшие подробности находим в статьях, обращенных к саамской семье. Примечательно замечание Николая Харузина о том, что, расплатившись с родителями жены выкупом (специальный обряд: жених "выкупал" невесту у отца и матери), саам мог смотреть на нее как на собственность и делать с женой что угодно. Однако все исследователи отмечают, что в лопарских семьях испокон веку царили мир и согласие. Как писал в начале века один из исследователей, лопарь всегда "рыцарски нежный со своей женой, сестрой и дочерью. Отсюда ясно, почему в Лапландии и на Мурмане, и в Кандалакше, и в Коле, и в восточных селах сифилис в русском населении общий знакомый, а у лопарей только редкий гость". Вообще, существует точка зрения, что в саамском мире коренная, главенствующая роль (и не только в семье) принадлежит женщине.

Любопытно, что, рассказывая об основных саамских родах, автор не обходит вниманием собственный род - Галкиных. Разбираясь с генеалогическим древом рода, Большакова выяснила, что ее далекий предок, Михаил Галкин, проживал в Ловозере еще в 1716 году.

Куда уйдешь от разговора о традиционных промыслах саамского народа: оленеводства и рыболовства? Впервые из книги мы достаточно узнаем о родовые клеймах (они, к слову, очень похожи на датские руны), множестве своеобычных кулинарных рецептов, средствах народной медицины.

А знаете ли вы, к примеру, что такое бурдух? Оказывается, суп - из мяса, с добавлением ржаной муки и соли и ягод - вороники или морошки. Еще одна специфическая местная штучка - масло, которое готовили из оленьих молока и сыворотки. Особым лакомством у лопарей считался мозг из костей оленьих ног, а еще - медвежье мясо. Чай здесь долгое время готовили на рыбьей ухе, лишь у самых богатых имелись самовары.

Интересны и неожиданны и рецепты народной медицины. Скажем, ревматизм, головную боль и повышенное давление лечили с помощью муравейника. А вот на больной зуб, чтоб полегчало, клали "порох, табак, соль, жидкую еловую смолу, березовую почку или завернутые в тряпку кусочки густого человеческого испражнения..."

Не обходит автор и проблем саамского мира: алкоголизм (по данным конца 90-х из 63 коренных жителей, состоящих в Ловозере на учете у нарколога, 45 - саами), сокращение численности населения.

Отдельный разговор - создание саамской письменности, которое проходило очень трудно, не без препятствий. Скажем, часть лопарской интеллигенции жестко возражала против публикации первой книги Октябрины Вороновой "Ялла", увидевшей свет на иокангском диалекте саамского языка, более того - требовала приостановить издание. Здесь же и полновесный рассказ о литераторах и ученых оленного народа: Александре Антоновой, Аскольде Бажанове, Екатерине Коркиной и других.

Значительная часть новой книги рассказывает о сказках, легендах и мифах - богах и героях лопарского эпоса, преданиях, связанных с Сейдозером - местом, наделенным саамами особым, сакральным смыслом.

В целом впечатление от новой книги очень хорошее. Работа над ней шла долго и напряженно. И в итоге она не разочаровала.

- Это очень своеобразная книга, - считает Игорь Циркунов - директор Мурманского книжного издательства, благодаря которому "Жизнь, обычаи и мифы..." увидели свет. - Попытка взглянуть на историю и сегодняшний день саамов через простого человека - его быт, устои, привычки... Материал, представленный автором, огромен. Мы боялись, чтобы в результате не получилось нечто вроде "поименного списка всех саамов и их оленей". Но, как мне видится, в итоге автору удалось этого избежать, а выбрать главное, самое интересное.

Что ж, с этим нельзя не согласиться. На мой взгляд, книга получилась достойная. Едва ли не весь представленный в ней материал интересен, уместен, верно служит поставленной Надеждой Большаковой цели. Тут уж нужно доброе слово сказать редакторам: массивом источников и литературы, предложенным автором, распорядились они профессионально и с любовью.

Дмитрий КОРЖОВ