Когда мне приходится бывать в центральной городской библиотеке Кандалакши на литературных вечерах, посвященных творчеству местных поэтов и прозаиков, всегда возникает ощущение, что на час-другой попадаешь в иной мир. Мир, где нет суетливости и жестокости, а также злобы, зависти, негативных эмоций и еще множества всяких изъянов в человеческих взаимоотношениях, с которыми в реальной жизни сталкиваешься чуть ли не на каждом шагу.

На такие встречи не приходят случайные люди. Здесь собираются лишь те, кто умеет ценить успех человека, наделенного способностями и талантом. Так было и на юбилейном вечере, посвященном 60-летию известного, без преувеличения можно сказать, и не только в Мурманской области, детского поэта Олега Бундура.

По профессии Олег Семенович врач-нарколог. Его пациенты не из легких, зачастую с расшатанной психикой и аномальными представлениями о смысле бытия. И потому удивительно, как, несмотря на каждодневное общение с ними, ему удалось сохранить в себе непосредственность и эмоциональность ребенка, что так ярко проявляются в стихах.

Олег Бундур родился и провел детство в Макеевке Донецкой области, затем была учеба в ленинградском мединституте. А в 1981 году приехал в Кандалакшу. Как он говорит, Север его поразил. Эти впечатления нашли отражение в одном из первых стихотворений, написанных уже в нашем крае:

Выйду из дому, снег по пояс,

За ночь двадцать промчалось вьюг,

Вот он рядом - Северный полюс,

Вот он рядом - Полярный круг.

У макушки земного шара

Я живу уже пятый год,

И Медведица мне Большая

Лапу запросто подает.

Сам Олег Семенович делит свое творчество на три цикла: стихи для дошкольников, для ребят в возрасте 11-13 лет и для взрослых. На этой встрече в библиотеке он прочитал несколько стихотворений из каждого цикла. Очень трудно удержаться от того, чтобы не познакомить наших читателей хотя бы с некоторыми из них. После каждого стихотворения слушатели аплодировали. И искренне смеялись, потому что его вирши, как правило, полны юмора и иронии. Вот, к примеру, размышления некоего непоседливого мальчишки, родители которого воспитывают его примерами из своего детства:

Папа утром сам вставал,

Все до капельки съедал,

Не ронял, представьте, чашки,

Никогда не рвал рубашки

И не бегал босиком,

И не щелкал языком,

И с дворняжкой не дружил.

Очень скучно папа жил!

- Шло время, и я взрослел вместе со своими героями, от имени которых писал. 11-13 лет - это возраст, когда многие испытывают первую влюбленность. Мечтой моего персонажа стала одноклассница Светка Крылова. Этим внезапно нахлынувшим чувствам также посвящен целый цикл стихотворений, - рассказывает Бундур.

Вот одно из них:

Я ей жвачки приносил,

Покупал ириски,

Я мигал ей что есть сил

И писал записки.

Пропускал ее в дверях

Подавал ей руку,

Но читал в ее глазах скуку.

По пятам ходил за ней:

"Хоть словечко кинь!"

А она сказала мне: "Сгинь!"

Дома долго приставали

И вопросы задавали:

"Что случилось? Что с тобой?

Ты как будто сам не свой".

Что случилось, что случилось?

Да любовь не получилась!

Стихи для взрослых у него несколько иные. Это уже думы человека, познавшего радости и горести жизни. В них явно видны тревожность, мудрость, боль и даже какая-то тоска и безнадежность.

Среди обмана, среди выбоин

Живу в своей родной стране,

Где власти думают о выборах,

А надо, чтобы обо мне.

- В 2004-2005 годах я увлекся написанием четверостиший. Написал их несколько сотен. Показалось интересным попробовать оформить мысль всего в четырех строках. Это были маленькие стихи как для детей (для них, кстати, они и должны быть короткими, иначе внимание ребенка рассеивается), так и для взрослых.

Не рвясь в ученые мужи,

Открытье сделал, стало жутко:

Все реже праздники души,

Все чаще праздники желудка.

В этот вечер в адрес юбиляра прозвучало немало теплых слов и пожеланий творческих успехов, здоровья и долголетия. Руководство Кандалакшской ЦБС подготовило приятный сюрприз, подарив сигнальный экземпляр библиографического справочника поэта Олега Бундура, в котором указаны все его произведения, опубликованные в книгах, сборниках, журналах, а также статьи о нем, напечатанные в различных СМИ. После корректуры поэтом таких справочников будет выпущено несколько экземпляров, и направлены они будут во все библиотеки района.

Чествовать своего собрата по перу от имени литературного клуба "Феникс" пришли Татьяна Фабрициева и Галина Маслюк. Дамы почтенного возраста с бантами в волосах и красными галстуками на груди сразу же предупредили, что явились со шпаргалкой - рулоном бумаги длиной в несколько метров. Оригинальное поздравление в стихах собственного сочинения начиналось так: "Веселей звучи, бандура, мир приветствует Бундура!" А финальные строки "Будьте счастливы, здоровы, вас читать всегда готовы!", сопровождаемые пионерским салютом, вызвали в зале взрыв смеха.

Юбиляр вел себя весьма и весьма скромно, о себе говорил скупо. И потому захотелось побеседовать с ним наедине, дабы добавить к "портрету" еще несколько штрихов.

- Олег Семенович, а почему вы выбрали профессию медика?

- Когда я был старшеклассником, у меня было три друга. Тогда мы зачитывались романом Дюма "Три мушкетера". Хотя, как помните, их четверо. Так и мы дружили вчетвером. Мечтали стать врачами. Трое ими стали. Лишь одному это не удалось, к сожалению, у него умер отец, и ему пришлось перейти в вечернюю школу и устроиться на работу. Семья нуждалась в деньгах.

- Банальный вопрос: когда было написано первое стихотворение?

- В седьмом классе. Моя бабушка очень хорошо знала фольклор. Мама с папой приучили к чтению, мы читали книги вслух по очереди. Наверное, все это сказалось на том, что у меня появились способности к стихосложению. А вообще, я думаю так: на любом рабочем месте нужно добиваться успеха. Считаю себя хорошим врачом и неплохим поэтом. Кстати, когда учился в институте, то подрабатывал дворником. И делал свою эту работу добросовестно. Жители ленинградских дворов были мной довольны.

- А когда впервые увидели свои строки опубликованными?

- В 1965 году в одной из ленинградских газет. Но осознание того, что уже могу представлять свои стихи, так сказать, на суд читателей, пришло довольно поздно. У меня вышло девять книг детских стихов. Несколько из них имели тиражи до 100 - 150 тысяч экземпляров. А потом, сами понимаете, экономические перемены в стране... И тиражи стали незначительными. Конечно, я бы мог сейчас поднапрячься и на свои деньги издать новую книгу. Но не хочу этого. Почему? Ведь теперь любой, имей он большие деньги, может издать книгу хоть о собственных сновидениях. Потому и не хочу.

Мои стихи печатали разные журналы - "Костер", украинский "Барвинок", якутский "Колокольчик". Десять лет пробивался в журнал "Веселые картинки". Знаете, какой был отсев! И все же меня стали там печатать, как раз в те годы, когда он выходил тиражом 3,5 миллиона экземпляров.

Ведь поначалу я писал стихи для взрослых.

- Как же случился переход к детским темам?

- Как-то так получилось. В 73-м у меня родилась дочь. В то же время познакомился с ленинградским замечательным детским поэтом Германом Гоппе. Он почитал мои стихи и посоветовал писать для детей. Мне кажется, любой детский поэт может писать стихи для взрослых, а вот поэтам, пишущим на взрослые темы, творить для детей сложно. Яркий пример - казалось бы, великий Маяковский. Но его "Что такое хорошо? Что такое плохо?" - это же свод нравоучений для детей.

- Кто из детских поэтов оказал на вас значительное влияние?

- В 70-е я читал произведения всех детских поэтов. Лично знаком с Валентином Берестовым, Эдуардом Успенским. Не могу сказать, что был знаком с Сергеем Михалковым, но встреча с ним у меня была. В 80-х годах я побывал на трех семинарах детских писателей, где присутствовали мэтры литературы для детей.

Перечитав произведения Михалкова и Барто, сейчас пришел к выводу, что треть из их стихов настолько привязана к идеологии советского государства. Считаю, что в детских стихах не должно быть никакой идеологии. А вот произведения Маршака и Чуковского будут понятны детям во все времена.

- Олег Семенович, а каковы ваши литературные пристрастия?

- История России. В домашней библиотеке немало книг на эту тему. А еще много разных словарей. Кстати, я просмотрел весь толковый словарь Владимира Даля. Не могу сказать, что читал его, как роман. Приобрел словарь в 70-е годы, а тогда его было очень трудно достать. Удалось лишь благодаря знакомству с писателями.

В 91-м меня приняли в Союз советских писателей. Конечно, это было престижно. Хотя понимание того, для чего создавались такие творческие союзы, вызывает у меня двойственные чувства. Ну представьте себе, подпись под произведением: Антон Чехов, член Союза писателей России. Истинным талантам никакие звания не нужны.

- Мне известно, что вы пробовали себя и в прозе.

- Это громко сказано. Было несколько заказных очерков для журналов. Например, в журнале "Колобок" художественный очерк "Кандалакша - точка на карте". Также в свое время написал серию юмористических рассказов "Мытарства Тюрюкина". Этот мой персонаж - обыкновенный советский работяга, который, оттрудившись неделю, любил на выходных выпить. В общем, описывались всякие приключения и коллизии, случавшиеся с ним при таких обстоятельствах.

Знаете, я читаю прозу и удивляюсь. Как можно написать толстенный роман? Помимо описания действия это ж надо еще выстроить диалоги! По моему мнению, хорошие прозаики - это талантливейшие люди.

- А как вы относитесь к СМИ, в частности газетам?

- В газетах люблю читать статьи, где освещается и глубоко осмысливается проблема. Сейчас же газеты превратились в репортерские листки: что, где, когда произошло. Одни факты без размышлений и суждений. Конечно, понимаю, времена сейчас другие.

Не согласиться с Олегом Бундуром невозможно. Особенно тревожит, что нашим детям и молодежи книгу заменили Интернет и телевизор. Детективы, учебно-справочная литература - вот, пожалуй, и вся проза, которую большинство способно осилить. А об интересе к поэзии и вовсе говорить не приходится.

Кстати, вспомнила, выступая перед читателями, Бундур сказал:

- Совсем недавно по каналу "Культура" смотрел фильм. События происходят в 20-х годах прошлого века. Разговаривают два приятеля-грузина. Один другого с укоризной спрашивает: "За что тебе так повезло? У тебя жена такая красавица. Ты кто - начальник или поэт?" Вот так раньше ценили поэтов.

Действительно, сейчас все не так. Казалось бы, со времен бума поэтов-шестидесятников еще и полвека не минуло, а какие перемены произошли в сознании людей! Неужели знаменитая фраза Евгения Евтушенко "Поэт в России больше, чем поэт" больше к нам никогда не вернется?

Ирина РУМЯНЦЕВА, Кандалакша