На страницах нашей газеты мы уже не раз встречались с главным научным сотрудником Центра гуманитарных проблем Баренцрегиона КНЦ РАН, доктором исторических наук Ириной Разумовой. Сфера ее научных интересов - культура семьи, об этом и шла речь. А недавно мы разговорились с Ириной Алексеевной о семейной письменности. Оказывается, это не только семейные мемуары или юношеские стихи дедушки с бабушкой, как можно подумать. Объектом изучения специалиста могут стать и записочки мамы, оставленные на холодильнике, и "талмуды" с рецептами и полезными номерами телефонов.

- Когда слышишь слова "семейная письменность", возникает ощущение, что каждая семья - это как бы маленькая страна со своей культурой. Похоже, для ученого это так и есть.

- Конечно. В семье развиты все сферы культуры: материальная, устная, ритуально-праздничная, социальная. И письменная тоже. Понятно, что в разных домах этот письменный пласт неодинаково представлен, но в какой-то мере он непременно есть. А если нет - то , видимо, это и не семья.

- Что же ученые сюда относят? И для каких именно сфер науки представляет это интерес?

- Такие письменные источники изучают антропологи, филологи, историки. Что именно? Во-первых, разного рода мемуары. Очень многие, выйдя на пенсию, осознают свою ответственность как самого старшего в роду за сохранение памяти о себе и семье. Люди начинают разыскивать родственников, делать автобиографические записи. Кто-то такой семейно-биографический материал публикует, кто-то считает его собственностью рода и тиражирует только для своих близких, а иные вовсе не выпускает из дома, оставляя потомкам. Особая традиция, довольно редко встречающаяся - книги рода. Это семейный календарь, куда из года в год вписываются важные даты - рождения, смерти, бракосочетаний, каких-то событий. В моей семье такой календарь, например, ведется уже 150 лет; начала его прабабушка, а теперь ведет моя мама. Я могу посмотреть его и узнать, какие события происходили (только вслушайтесь!) в эти столетия, например, в августе 1899 года.

Генеалогические схемы, все надписи и подписи на предметах семейного хранения, в том числе к фотографиям - это все тоже мемориальная письменность. Не пренебрегайте такими записями, обязательно делайте их - время, место, какие-либо краткие комментарии. А как хорошо заниматься этим вместе с детьми! Кроме всего прочего, это хороший воспитательный момент и даже образовательный. Например, есть в некоторых семьях традиция после каждой интересной поездки фотографии, открытки, впечатления оформлять отдельным альбомом. Интересно и познавательно бывает потом пересматривать этот альбом вместе или показывать гостям.

Замечательно, когда в семье есть люди, которые этим занимаются. Для своей семьи - они хранители памяти, для ученых - ценные информанты.

Вот, например, сейчас я работаю с замечательной рукописью по истории древнего поморского рода Жидких, которую, что очень благородно с ее стороны, предоставила мне для ознакомления учитель из Кандалакши, представитель этого рода Галина Федоровна Белошицкая. Возможно, эта рукопись войдет в сборник подобных бесценных материалов, который мы со временем издадим.

- Открытки и письма - это тоже семейная письменность. Только, похоже, этот пласт культуры потихоньку вырождается. Его заменяет суррогат в виде открыток с готовыми подписями и общение в чате или "симками" Как по-вашему - это тревожный симптом?

- Предлагая открытки с готовыми поздравлениями или другие шаблоны, современная потребительская культура не учитывает творческой потребности человека. Как антрополог, я ответственно заявляю, что человек живет именно ею и нельзя допускать, чтобы она деградировала. Домашнее сочинительство - очень достойная форма ее реализации. Да, это и надписи на открытках, и стихи по случаю юбилеев и семейных торжеств. Этой культуре учатся именно в семье, от родственников. И запоминают, что творчество - это не труд, а радость. Кстати, открытки и поздравления и относятся к ритуально-праздничной сфере семейной культуры. А письма - это уже обиходно-бытовая словесность. Развита она не у всех народов, нам эту традицию подарила великая русская культура. Да, здесь тоже происходят изменения, и не в лучшую сторону.

Устная речь никогда не заменит письменную, именно письменность в первую очередь развивает мышление. Что сейчас часто можно услышать? "Не пишу, потому что не о чем". Однако это "не о чем" на самом деле о многом говорит. О том, что человек не замечает вокруг себя жизни, он обделен драгоценным даром умения замечать, размышлять, делать выводы. Вокруг нас все достойно внимания! Сколько примеров тому, что люди писали друг другу письма каждый день. Несомненно, духовно это очень обогащало их жизнь. Между прочим, электронные средства передачи информации в этом смысле вовсе не помеха. Многие ведут столь же содержательную переписку и теперь - только в электронном виде.

- Те, кто побывал на недавней встрече с вами в центральной городской библиотеке, с удивлением узнали, что ученые занялись теперь даже такими малозначащими вроде бы предметами семейного быта, как записочки, которыми обмениваются между собой члены семьи, рукописными телефонными и кулинарными книжками.

- Да, и это тоже можно изучать как реалии, дающие представление и об отдельной семье, и о времени, в котором она живет. А возьмем такие несерьезные вроде бы вещи, как надписи, которыми оформляется квартира. Как правило, этим увлекается молодежь и представители богемы: шутливые указатели, лозунги, таблички. Например, на двери в квартиру можно увидеть табличку "Клиника неврозов" или - "Обезьяны здесь не живут - они бы умерли с голоду".

- В начале нашего разговора вы обмолвились, что если у семьи нет своей письменности хотя бы в каком-то виде - это уже и не семья...

- Все, о чем мы говорили сегодня - это рукотворная семейная культура. Семья - это те родственники, которые вовлечены в нее, кто связан таким общением. И если родственники не хранят фотографии, смеются над дедушкой, которому пришла охота писать воспоминания - то семья ли это? По крайней мере, благополучна ли она?

- Значит, укрепляя или создавая такие традиции - укрепляешь семью?

- Конечно.

- Примем это как совет. Спасибо, Ирина Алексеевна!

Фото:
Фото из рукописи Галины Белошицкой.
Фото: Кабыш Зоя
Главный научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренцрегиона КНЦ РАН, доктор исторических наук Ирина Разумова.
Зоя Кабыш.