Вновь удивила апатитская «Детская галерея». Очередная выставка из серии «История искусства в картинках» посвящена Пабло Пикассо. Работы выполнены маленькими художниками городской Детской школы искусств, изучавших на примере самых известных работ знаменитого мастера форму, композицию и цвет.

Сам художник говорил о детском творчестве: «В детстве я умел рисовать, как Рафаэль, но мне понадобилась вся жизнь, чтобы научиться рисовать, как они (дети)». Апатитскую выставку так и назвали: «Пабло Пикассо: учитель и ученик».

Присмотримся к творчеству одного из самых известных художников двадцатого века и мы. Благо есть экскурсовод - искусствовед, преподаватель школы искусств Ксения Колобова. Именно она вместе с заведующей выставочным отделом апатитского ДК Натальей Ермоленко придумала несколько лет назад и «Детскую галерею» как постоянную площадку для выставок юных художников, и проект «История искусства в картинках».

И для учеников школы, и для взрослых посетителей вернисажей Ксения становится надежным проводником в мир искусства. Когда бы мы, занятые родители, собрались узнать что-то о Матиссе, Пикассо, Малевиче, древнерусской иконописи? А тут, пожалуйста, - вместе с детьми!

Детям сначала вообще непонятно, кто изображен, мужчина или женщина, но у них есть вопросы - почему такое лицо необычное, как маска.

Работы, вывешенные в фойе библиотеки-музея, где находится «дом» «Детской галереи», сразу притягивают взгляд. Вот это да! «Девочка на шаре», «Две сестры», «Любительница абсента», «Маска», «Танец семи покрывал»... А художникам, воспроизводящим эти шедевры, - от восьми до тринадцати лет.

- Да, здесь по мере наших сил отражен грандиозный эксперимент, поставленный художником, - говорит Ксения Колобова. - Ведь за постоянную смену стиля его даже называли хамелеоном. В его творческой жизни были витражный, голубой, розовый, африканский, кубистический периоды. Наша выставка дает зрителю возможность познакомиться с основными произведениями каждого из них.

- Удивительно, как все это постигают дети?.. Не слишком ли сложно для них? - спрашиваю автора идеи.

- Да, картина «Любительница абсента», конечно, «взрослая», - признает Ксения, и продолжает: - Но с точки зрения, например, использования в ней цвета и формы - просто клад, а для юных художников, постигающих секреты композиции и цвета, это очень важно. В ней есть загадка, даже несколько загадок, а это интересно детям. Во-первых, им сначала вообще непонятно, кто изображен, мужчина или женщина, но у них есть вопросы - почему такое лицо необычное, как маска, ничего не выражающее, почему прическа такая и прическа это или шапочка?

Потом выясняется, - продолжает экскурсовод, - что женщина (а это все-таки женщина, и на это указывает именно прическа, которую мы видим и на других работах художника этого периода) на картине не одна, рядом с ней - предмет, некая бутыль синего цвета. Это важно, так как в нем - ключ к разгадке картины. Глядя на синий сифон и женщину, дети видят, что они о-ди-на-ко-вы-е! Оба персонажа в данном случае - сосуды, наполненные определенной жидкостью, которая и превращает человека в такой вот неодушевленный почти предмет. И это подчеркнуто не только формой, но и цветом - одинаково синим в обоих случаях.

Хотела бы я быть ученицей Ксении Анатольевны, уж очень интересно все, что она говорит. Вот и про африканский период мы поговорили немного.

- Сначала мы смотрели сами маски, а потом уже работы Пикассо, - рассказывает Ксения. - Ключ к ним - слово «деформация», сознательное превращение одних, привычных, форм в другие. Задание было изобразить себя в таких деформированных формах. Насчет «недетскости» этих работ. Были у меня случаи, когда девочка отказывалась рисовать на эту тему - говорит, что страшно. Я не настаивала, конечно, давала другое задание. Но некоторые делали это с удовольствием - рисовали себе огромные рубленые носы и прочее. А любимица юных художников, конечно, - «Девочка на шаре». Это задание на тренировку глаза. Дети сначала подбирают слова, которые могли бы охарактеризовать девочку, а потом атлета. И приходят к выводу, что слова эти - антонимы, соответственно, и герои тоже антиподы. А потом эту идею ученики передают в рисунках.

Разве не чудо - такое постижение искусства? Взрослые открыли для апатитских ребятишек удивительный путь познания, и дети с удовольствием и интересом идут по нему. И мы, взрослые, вслед за ними. Кстати, будет со временем возможность познакомиться с этим уникальным опытом и у мурманчан - областной художественный музей планирует показать проект «История искусств в картинках» у себя.

Фото:
Даниил Бойко. «Любительница абсента». Фоторепродукции предоставлены «Детской галереей».
Фото:
Лиза Стош. «Портрет Пикассо». Фоторепродукции предоставлены «Детской галереей».
Зоя КАБЫШ, Апатиты