На все вкусы

Мурманское лето редко радует теплом. И шансы, что песенный праздник пройдет под дождем да на ветру, были велики. Но природа послала северянам несколько по-настоящему жарких деньков: ярко светило солнце, а воздух разогрелся чуть не до тридцати градусов. Участникам фестиваля, наряженным в яркие, длинные платья и юбки, даже приходилось искать тенек в зарослях сирени.

Все происходило в минувшую субботу в центре Мурманска. Горожане праздновали День России. На самих Пяти Углах были развернуты торговые ряды, где можно было отведать шашлык или купить изделия народных промыслов. Для самых маленьких предназначались игровые площадки. А по соседству оказалась устроена площадка, где все желающие могли поддержать нашу футбольную сборную на чемпионате Европы.

Как всегда, зрелищности празднику добавили участники клуба исторической реконструкции. Они показали зрителям свое средневековое шоу - битвы викингов. Гремели металлом топоры и пики, воины демонстрировали различные элементы боя, а зрители горячо их поддерживали.

По соседству на улице Ленинградской проходило построение сотрудников управления Федеральной службы исполнения наказания. Бойцы провели показательные выступления, продемонстрировали тренировку сторожевых собак. А затем новые сотрудники службы принимали присягу. Желающих посмотреть на построение и шествие было немало. По окончании церемонии многие переместились в сквер, где около сцены уже полным ходом шла подготовка к фольклорному празднику.

Вообще-то песенные фестивали в прежние годы проводились на берегу Белого моря в Умбе. Раз в три года участники приезжали туда со всего Русского Севера и даже из-за границы. Но сейчас пандемия не позволяет делать это в привычном масштабе. И было решено пригласить творческие коллективы со всего Кольского края в Мурманск. Организатором стал областной Дворец культуры имени Кирова. Придумали девиз: «Наш Север звучит, творит, поет, танцует, живет и объединяет».

На разных языках

Мурманская область многонациональна, здесь живут представители самых разных народов. Уехав в свое время на Крайний Север, они создали здесь семьи, вырастили детей, внуков, но постарались сохранить культуру предков. И вот, открывая фольклорный фестиваль, каждое национальное общество показало что-то свое. Задорные молдавские мелодии, от которых всякий пустится в пляс, протяжные мелодичные еврейские песни, застольные украинские, горячие, с кавказским характером в исполнении наших земляков с азербайджанскими корнями, мелодии, с которыми представители старшего поколения знакомы с детства.

А кроме песен и танцев представители национально-культурных сообществ поделились еще и своим ремесленным мастерством, показали изделия декоративно-прикладного искусства. Рядом в сквере была организована «фотосушка» - выставка работ победителей областного фотоконкурса «Край, в котором мы живем».

Поморские голоса

Солнце шпарит вовсю, легкий ветерок не спасает от жары. Но участники песенного фестиваля, не унывают - дожидаясь своей очереди выступать, развлекают и себя, и гостей как могут.

На одной из полянок бабушки из Умбского фольклорного хора организовали хоровод, к ним тут же присоединились их землячки из ансамбля русской песни «Поморье», подтянулись поморские жонки из Варзуги, закрутили в танце всех желающих, даже случайных прохожих. Яркие многоцветные платья и сарафаны, звонкие голоса, улыбки, смех - все в одном большом хороводе, который стремительно перетекает в ручеек.

Улучив момент, прошу выйти из хоровода руководителя Варзужского хора Наталью Вопияшину. Расспрашиваю о том, что за песни поют в их селе, какие костюмы носят, отчего так много в нарядах ярких цветов.

- Это не совсем правильно, - признает руководитель хора. - Поморские жонки, кому за пятьдесят, ведь не носили ярких розовых, желтых нарядов, считали, что это нескромно. У них были темно-зеленые, синие, бордовые. Так случилось, что в прошлые годы нам пошили эти - многоцветные. Теперь будем шить другие. И новую программу готовить к юбилею. Нашему колективу ведь уже 85 лет!

К костюмам участницы хоров подходят щепетильно, стараются нарядиться в соответствии с традициями, устоявшимися в каждом конкретном селе. А те пусть не сильно, но различались.

- По наряду можно было определить, из какого села женщина, - продолжает Наталья Вопияшина. - Вот у нас на головах повойник, в каждом селе его повязывали по-разному: где-то волосы должны были торчать, где то убраны. А то можно услышать: «Ты что как кашкаранка повойник надела?!» А от Варзуги до Кашкаранцев-то всего сорок километров. Или вот игра «ручеек» - вроде бы сейчас все вместе играли, а у умбских свои правила.

Один язык, говоров много

В Мурманской области существуют несколько фольклорных хоров. Кстати, Варзужский не самый старый. За год до его основания на другом берегу Мурмана, в Териберке, был создан свой.

- Наше Баренцево море более суровое, более холодное, чем Белое. Отсюда и говор, и манеры у нас более строгие, - рассказала мне Ольга Николаева, которая руководит Териберским поморским хором. - На беломорском берегу поют мягко, высоко. А в Териберку в свое время со всех волостей народ съезжался, каждый что-то свое привозил, и произошел синтез культур. А вообще, наши песни в основном имеют архангельские корни.

И корни эти очень даже чувствуются. Для уха горожанина поморский говор звучит весьма необычно: все звуки как-то мягче произносятся, с характерным поцокиванием и оканьем.

Пошел попытать об этом бабушек из Умбы. Руководитель местного ансамбля «Поморье» Вера Шевелева рассказала, что на Терском берегу в каждой деревне бытовали свои, характерные только для нее словечки и выговор.

- Варзужские песни отличаются от наших и ритмом, и текстами. А в соседнем Тетрине по-другому пели, - рассказала Вера Шевелева. - Вообще, песни у нас разные - и грустные, и веселые. Все зависит от повода, по которому они исполняются. Вот, например, спокойная, хороводная, она исполнялась, где парни девушек выбирали.

И запели. Сначала завела сама Вера Михайловна, потом ее соседки, и вот уже и весь хор поет лиричную, спокойную песню, и плывет она, растворяется в жарком июньском воздухе, смешиваясь с голосами, звучащими со сцены.

Сегодня в репертуаре Умбского фольклорного хора более двухсот песен - и местных, поморских, и стилизованных русских народных. Юные певуньи из Апатитов, из ансамбля «Забава», тоже изучают их, включают в свой репертуар. В нынешнем году этому образцовому коллективу, работающему в Доме детского творчества имени Ферсмана, исполнилось 20 лет.

- Наши дети и поют, и танцуют, - рассказала руководитель ансамбля Елена Глухова. - Недавно мы увлеклись саамской культурой, пошили костюмы и сегодня представляем программу, в которую вошли и саамские танцы, и песни на стихи Октябрины Вороновой.

Забытые инструменты

Почти все хоровые коллективы, приехавшие на фестиваль, исполняли свои песни без сопровождения музыкальных инструментов. Но то, как звучат наиболее старые, времен Средневековья инструменты можно было послушать в рядах, где собрались мастера.

- Это обычные гусли из села Авдоши Псковской области, а это гудок - старинный струнный инструмент XII века, оригинал которого найден при раскопках в Великом Новгороде, - рассказал создатель гудошной мастерской Виталий Целобёнок. Он уже многие годы занимается воссозданием старинных инструментов - и русских, и прочих, в том числе карело-финских йоухикко и кантеле.

Работами Виталия заинтересовался губернатор Андрей Чибис. Он вместе с супругой Евгенией также пришел на фестиваль, пообщался с участниками творческих коллективов, прошелся по рядам, в которых расположились народные мастерские, пообщался с мастерами, а те рассказали ему о тонкостях ремесел народов Севера.

А завершился фестиваль спустя пять с лишним часов. В финале выступила известная фольклорная группа «Шемрокъ». В ее репертуаре были различные национальные песни и танцы в сопровождении старинных инструментов - от испанской и ирландской волынок до всем известных русских народных.