Во вчерашнем номере «Мурманского вестника» в корреспонденции «Кто предложит «щадящий вариант?», посвященной теме промышленного освоения Партомчорра и строительству дороги к нему, были приведены позиция компании «СЗФК», владеющей лицензией на месторождение, и мнения экологов-общественников и ученых, входящих в состав рабочей группы при правительстве Мурманской области. Сегодня мы публикуем комментарии представителя профильного комитета регионального правительства и исполнителя работ по инженерно-экологическим изысканиям, начатым в Хибинах.

Как сообщил «Мурманскому вестнику» Алексей Смирнов, заместитель председателя областного комитета промышленного развития, экологии и природопользования, после июльского заседания рабочей группы ни один из обсуждаемых вариантов транспортировки руды не был признан окончательным. Решение отложено до получения результатов инженерно-экологических изысканий. Техзадание на эти изыскания по одному из вариантов автодороги, предложенных «СЗФК», было согласовано членами рабочей группы, и к его исполнению приступил ЗАО «МурманскТИСИз».

Также Алексей Смирнов сообщил, что сейчас в стадии подготовки находится проект соглашения о создании в Хибинах особо охраняемой природной территории: соглашение это готовятся подписать сам профильный комитет и компания «СЗФК». «Заказчиком работ будет выступать правительство региона, промышленная компания - одним из исполнителей, - уточнил чиновник и добавил, что пока документ будет носить рамочный характер, затем к его подписанию будут подключаться все заинтересованные стороны.

- Решение по способу транспортировки руды с Партомчорра на ГОК «Олений ручей» будет принято на основе результатов инженерно-экологических изысканий. Тогда его можно будет считать взвешенным и обоснованным, а не популистским или антинародным, - еще раз подчеркнул Алексей Смирнов.

Сколько же продлятся эти изыскания, в какой мере они затронут природу Хибин и во всех ли официальных инстанциях согласованы эти работы? Ситуацию по просьбе редакции прокомментировал генеральный директор «МурманскТИСИз» Евгений Волкович:

- В мае наш трест заключил с комитетом по лесному хозяйству договор аренды лесного участка от Партомчорра до ГОКа «Олений ручей» площадью 1600 га для проведения инженерно-экологических изысканий. Имеются у нас и другие необходимые документы - лесная декларация и проект освоения лесов. Наше нахождение здесь законно и не вызывает вопросов в региональном лесном комитете и у природоохранной прокуратуры. Нашей задачей является сбор исходных данных для проектирования дороги. Чтобы выполнить эти работы, мы по закону имеем право не только бурить скважины, чтобы взять пробы воды и грунта, но и рубить лес для прокладки дороги, чтобы прошла наша техника, строить переправы для нее. В эти дни мы намерены доставить к месту работ две колесные буровые машины на базе «ЗИЛа» и «Урала». Работы предстоят масштабные, закончены они будут не раньше мая будущего года.

Добавим, что позиция не бесспорная. Известно, что буровые машины на Умбозерском перевале очевидцы видели несколькими днями раньше, затем техника была выведена.

И по другим пунктам есть несогласие членов рабочей группы. В заявлении, распространенном 6 сентября Баренцевоморским отделением Всемирного фонда природы России (WWF), сказано: «Рабочая группа при правительстве Мурманской области еще не закончила рассмотрение проекта технического задания на изыскания». Их поддерживает в этом участвующий в работе группы Виктор Петров, и. о. председателя совета МООО «Кольский центр охраны дикой природы» (КЦОДП), Петров считает, что «возможно, техзадание у исполнителей и есть, но мы не считаем это согласованным вариантом, поскольку замечания КЦОДП и не учтены. В том числе мы не уверены, что в ходе работ не будут уничтожены редкие виды растений, что является уголовным преступлением. Заметим, что этот вопрос после нашего заявления сейчас находится на рассмотрении в межрайонной Мурманской природоохранной прокуратуре».

Виктор Петров вновь подчеркнул позицию экологов: дорога через Умбозерский перевал перечеркивает целесообразность создания природного парка. «Мы до сих пор еще не слышали обоснованных доводов специалистов в данной области, которые бы доказали возможность сосуществования подобной дороги и природной охраняемой территории», - добавил он.

Начинаются порубки примерно в полутора километрах на север и тянутся почти до самого озера Щучьего, что по соседству с озером Гольцовым.

Также стало известно, что соглашение с «СЗФК» о передаче данных о нахождении редких видов на территории Хибин 5 сентября наконец подписано, хотя сама передача всех материалов еще не состоялась. Напомним, что в адрес компании накануне прозвучали обвинения, что при подготовке обоснований трассировки маршрута они использовали недостоверные данные.

Остается добавить, что самые правильные слова забываются, когда своими глазами видишь, как уходит в небытие прекрасный уголок природы. Пусть это штамп, просто потускневший от частого употребления образ - действительно «в самом сердце Хибин» почти четыре километра вырубок. Обезлесела долина Кунийок, что идет вдоль Партомчорра, вся - от края до края. От базы Куэльпорр этого не видно, декорация нетронутой природы осталась. Начинаются порубки примерно в полутора километрах на север и тянутся почти до самого озера Щучьего, что по соседству с озером Гольцовым.

Да, это вне границ будущего нацпарка, однако уже сейчас понятно, насколько внушительным будет «компактный» рудник. На самом Куэльпорре туристов встречает теперь внушительный штабель древесины, и, судя по всему, это лишь небольшая часть того, что полегло на вырубках и еще не вывезено.

Можно говорить что угодно, но, скорее всего, туризм в Хибинах пойдет на спад. Знатоки уверяют, что до нынешнего времени Хибины ежегодно принимают не менее сорока тысяч туристов - это не считая горнолыжников! Смело можно сказать, что большая часть этих любителей проходила по маршруту, который теперь обезлесели, а вскоре вообще перекроют - когда начнется строительство.

Фото:
Фото Зои Кабыш.
Зоя КАБЫШ, Апатиты