Перед началом очередного выездного заседания областного общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии, которое состоялось на территории ФГУП «Атомфлот», всех участников мероприятия, включая журналистов, впервые пригласили на борт контейнеровоза «Росcита».

Построенное в Италии, это многофункциональное судно служит для транспортировки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО). Оно пополнило флот предприятия три года назад. И в сравнении с видавшими виды атомоходами его синий корпус и белые надстройки выглядят не по-рабочему нарядно.

Однако «Росcита» - судно ледового класса и также предназначено для работы в сложных арктических условиях. Его длина - 84 метра, ширина - 14. Оно может развивать скорость до 12 узлов. А трюмы рассчитаны на транспортировку 720 тонн опасного груза. Капитан Фарид Габбасов не без гордости познакомил гостей со своими владениями. Он особо подчеркнул, что ОЯТ и РАО перевозятся «Росситой» только в специально сертифицированных контейнерах.

- Судно обеспечено мощнейшей системой безопасности и радиационного контроля, - отметил капитан. - Установлен кран на 50 тонн, позволяющий самостоятельно вести перегрузку контейнеров. В следующем году наш основной маршрут - губа Андреева. На судне работают две системы дозиметрического контроля. Датчики установлены везде. Преимущества перед обычными судами и в том, здесь задублированы все системы, включая главный двигатель. Контейнеры же закреплены так, что не могут сдвинуться, а тем более выпасть, даже если судно перевернется.

- Даже если его перевернуть и хорошенько потрясти, - пошутил генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша.

«Россита» предназначена для вывоза ОЯТ и РАО из Гремихи и губы Андреева. Судно может без буксира зайти в любую губу и там ошвартоваться. А благодаря наличию двух гребных винтов - разворачиваться на месте. Такая маневренность особенно важна: вход и выход судов для губы Андреева - дело непростое. Тем более с учетом задач, которые предстоит там выполнять. И экспериментальные рейсы в Гремиху и Сайда-губу продемонстрировали возможности контейнеровоза.

Оборудовано судно в полном соответствии с международными транспортными конвенциями. Условия проживания на нем тоже намного комфортнее, чем, к примеру, на плавтехбазе «Серебрянка». С 2016 года, когда будет полностью подготовлена инфраструктура в губе Андреева, начнется максимальная загрузка «Росситы». Планируется, что она будет выполнять 6-8 рейсов за год.

- Это специализированное судно, - подчеркнул предназначение «Росситы» первый заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. - Оно не может быть использовано в какой-то иной деятельности. Это определено прежде всего его техническими характеристиками и теми ограничениями, которые введены межправительственным соглашением между Россией и Италией.

После этой увлекательной экскурсии состоялось заседание рабочей группы общественного совета. Главной темой обсуждения стали ход утилизации плавтехбаз «Володарский» и «Лепсе», а также восстановление атомного ледокола «Советский Союз» и лихтеровоза «Севморпуть».

Ответ на вопрос журналистов о ходе утилизации ПТБ Мустафа Кашка начал полушутя:

- У нас все по плану, только планы часто меняются. Главное событие последнего времени по поводу «Лепсе» - судно на суше. И это очень важный этап. Полностью снимаются риски в плане распространения загрязнения в водной среде. На суше все-таки проще обеспечить безопасность. Судно поднято, надстройка срезана. В ближайшем будущем рабочие смогут приступить к резке этого самого загрязненного судна «Атомфлота». В отличие от «Володарского» внутри «Лепсе» находится отработавшее ядерное топливо. И его выгрузка с плавтехбазы начнется только после установки вокруг нее специального укрытия.

Член общественного совета от «Беллона-Мурманск» Андрей Золотков подчеркнул, что в ближайшее время важно провести открытое обсуждение проекта выгрузки ОЯТ из хранилища «Лепсе». Надо договориться об организации и месте проведения.

А «Володарского» больше нет. Судно разделано полностью. Идут завершающие работы. Из реестра морских судов эта плавтехбаза исключена еще весной. Штурвал передан в музей на ледокол «Ленин». Закладная доска досталась в подарок Балтийскому заводу, на котором в 1928 году был построен «Володарский».

То, что когда-то было этой плавтехбазой, теперь - 1300 тонн чистого металла. Его Северный филиал ФГУП «РосРАО» продаст через аукцион. Средства от продажи поступят на «Атомфлот» и будут использованы при утилизации других судов. Как сообщил начальник управления спецпроизводства ФГУП «Атомфлот» Олег Халимуллин, возможно, они достанутся ПТБ «Лепсе» или будут потрачены на разделку атомоходов «Сибирь», «Арктика» и «Россия». «Грязные» же блок-упаковки поступят на длительное хранение в Сайда-губу.

Специалисты «Атомфлота» уверяют, что опасаться плавучих ядерных хранилищ больше незачем. Представители общественного совета в целом разделяют это мнение. Следующее заседание будет проходить в декабре на Кольской АЭС.

Фото: Лев Федосеев
На капитанском мостике «Росситы».
Юния ВАЛАМИНА.