- Главное, что проблема начала решаться, - объясняла журналистам еще на подходе к конференц-залу, где собирались участники круглого стола, и. о. регионального министра природных ресурсов и экологии Эльвира Макарова, - создана рабочая группа, куда входят представители контролирующих органов, общественных организаций, жители Мурманска, заслушаем сейчас ученых, исследующих эту проблему, и торговый порт, его планы по защите от пыли при перегрузке угля, примем совместное решение.

О том же вещал и попавший до начала заседания в крепкие журналистские объятия депутат Мурманской областной думы Владимир Ахрамейко:

- Объединив усилия, решим проблему. Так близко от ее решения никогда еще не были.

Вчера в министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области состоялось заседание круглого стола, организатором которого явилось само минприроды при участии комитета по экологии и охране окружающей среды областной думы. Также в мероприятии приняли участие представители территориальных управлений федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и научных организаций, промышленных предприятий города.

На повестке дня стояла наболевшая тема: черный налет на территории города, его источники и борьба с ним.

С результатами исследования по вопросу происхождения черного налета выступил представитель ВНИИ Природы Владимир Цибульский. Он рассказал об итогах второго этапа исследований, проведенных в ноябре 2014 года, сопоставил их с аналогичными исследованиями 2013 года, отметил, что второй этап имеет более низкие значения по исследуемым параметрам, но сам же и обратил внимание на то, что системы пока нет: в 13-м году пробы отбирали в апреле, когда отопительный сезон подходил к концу и не весь еще снег, накопивший в себе исследуемые частицы, растаял, в 14-м же пробы отбирали в ноябре, когда отопительный сезон только начался. С щепетильностью, свойственной всем ученым, он проводил анализ того или иного показателя, предполагая источник происхождения, но тут же подвергая это утверждение сомнению за недостаточностью «улик».

Двух этапов отбора проб, да еще в разные сезоны, недостаточно. Невозможно также использовать на предприятиях маркеры, в том числе радиоактивные, чтобы отследить, где и с каким маркером налет осядет в жилых районах города. Все это связано с определенными трудностями. Так что пока имеем то, что имеем.

- При очень большом разбросе значений нельзя результаты считать обоснованными, - не раз в течение своего доклада повторял Владимир Цибульский.

Закончив с отчетом - цифрами, графиками, понимая, что от него ждут, он сказал:

- Все хотят увидеть конкретные цифры, это предприятие такой-то вклад в черный налет сделало, это - такой-то... Но их нет. Но, как я считаю, главный вкладчик - это Мурманский морской торговый порт, перегружающий в месяц более миллиона тонн угля. Да и ситуация с почерневшим в середине февраля снегом - тому подтверждение. На втором месте теплоснабжающие предприятия, на третьем - транспорт.

Директор ММТП Александр Масько в своем выступлении о том, как торговый порт борется с черной пылью, заметил, что его предприятие проводит системный мониторинг загрязнения среды уже третий год, в нынешнем будет увеличено количество проб и добавлен анализ талой воды. То есть за соблюдением предельно допустимых норм здесь следят тщательно. В ситуации с февральским черным снегом Масько признает:

- Да, это мы, но это был форс-мажорный случай, стечение крайне неблагоприятных метеоусловий с преимуществом западных - на Мурманск - ветров. Мгновенно ничего нельзя было сделать, чтобы эту ситуацию предотвратить.

Зато мгновенно отреагировала прокуратура. Была проведена проверка соответствия предприятия гигиеническим нормативам, по итогам проверки направлен иск в суд Ленинского округа.

Александр Масько рассказал о том, что в настоящее время монтируется система пылеподавления и пылеорошения. В первой декаде апреля эта система будет введена в опытную эксплуатацию. Изучают сейчас в торговом порту и опыт применения пылезащитных экранов, такие применяют в Китае, Японии, немного в Канаде. Ведут поиски различных растворов, которыми вместо замерзающей зимой воды можно орошать уголь, предупреждая появление пыли. Торговый порт ничуть не меньше всего сообщества заинтересован в том, чтобы экология не страдала, и ищет пути подавления черной пыли. На что участники круглого стола прямо указывали: снижайте свой оборот, переваливайте меньшее количество угля, и проблем не будет. Разговор зашел также и о санитарно-защитной зоне, которая страдает в первую очередь, так как наш торговый порт расположен фактически в городе. Роспотребнадзор утверждает, что зона страдает, ММТП же уверяет, что все в норме, не считая февральского форс-мажора. При этом надо все же учитывать и вклад других предприятий, расположенных рядом - это и стивидорские компании, и железная дорога.

В общем, во все разгорающихся спорах вокруг торгового порта вырисовалось то, что от него требуют: или уменьшить производственную мощность, или в корне менять технологию, что подразумевает поиск революционного варианта - протоптанных путей нет. С разных сторон сыпались советы, как лучше это сделать. Впрочем, советовать и делать не одно и то же. У самого предприятия есть вполне современная задумка - через спутник из космоса следить за распространением угольной пыли.

В конце заседания приняли ряд решений, касающихся мероприятий, направленных на минимизацию негативного воздействия черного налета на состояние окружающей среды. Среди мероприятий - проведение исследований влияния на здоровье населения черного налета. Хотя ученые ВНИИПрироды заверили, что пыль крупнодисперсная, до альвеол легких не доберется.

Встречаться по этому вопросу, как пообещала Эльвира Макарова на прощание, будем все чаще и чаще. Пока с пылью не расправимся.

Галина ДВОРЕЦКАЯ