Жилищные проблемы. Сколько сил и здоровья забрали у нас они за последние годы. А ведь все начиналось так замечательно. Нам в собственность передали жилище. Мы получили право не только пользоваться им, но и распоряжаться - завещать, дарить, продавать. Словом, рынок жилья был сформирован. А вот рынка услуг, обеспечивающих его содержание и ремонт, как не было, так и нет. Платежи за услуги, точный объем и качество которых нигде не оговорены, загнали нас в финансовые тиски, поставили в зависимость от псевдореформаторов ЖКХ.

Одной из основных проблем реформы было и остается отсутствие должного правового регулирования отношений между поставщиками и потребителями коммунальных услуг.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

Отношения между гражданами и коммунальными службами строятся на основе договора. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям. К таковым относятся: предмет договора (в данном случае - это перечень жилищно-коммунальных услуг с указанием видов работ, включенных в каждую из них); права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя; периодичность, объем, стоимость и порядок оплаты предоставленных услуг; порядок выявления и регистрации нарушений установленных параметров качества и других недостатков в предоставлении услуг; условия и порядок уплаты пени сторонами договора; порядок и сроки устранения неисправностей и аварий; порядок учета объемов потребления коммунальных услуг и так далее.

Именно такой типовой договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда содержится в приложении № 6 к приказу Госстроя России от 11 декабря 1997 года № 17-132. Он разработан на основе постановления Правительства России от 26 сентября 1994 года № 1099, утвердившего "Правила предоставления коммунальных услуг".

Но одно дело правила и типовой договор, совершенно другое - как они применяются на практике местной властью.

ЧТО ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ

Давайте рассмотрим положения договора на обслуживание и ремонт приватизированной квартиры, разработанного УЖКХ города Мурманска. В качестве предмета договора в нем значится следующее: обслуживание квартиры в соответствии с "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда".

Но эти самые правила созданы для того, чтобы при выполнении работ были соблюдены определенные регламенты. Мы же с вами потребляем не регламенты, а конкретную услугу. Нам нужно, чтобы работники ЖКХ проводили уборку подъездов и придомовой территории, ремонтировали крыши, чердаки, подвалы и лифты. Мы хотим, чтобы в наших домах были тепло, горячая и холодная вода, свет и газ. Именно это является предметом договора. И нам совсем не интересно, по каким правилам производятся все эти работы, поставляются услуги.

Итак, с предметом исследуемого договора разобрались - его просто нет. Теперь давайте посмотрим, какая же ответственность сторон в нем предусмотрена. В этом разделе всего три пункта. Привожу дословно:

"- Исполнитель и Заказчик несут ответственность за нарушение данного договора и правил эксплуатации жилых помещений, инженерного оборудования, коммуникаций и придомовых территорий в установленном порядке.

- За нарушение срока оплаты услуг, указанных в пункте 1.2 настоящего договора, Заказчик оплачивает Исполнителю пени из расчета 1 процент от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

- Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, применяются в соответствии с нормами Гражданского и Жилищного законодательства, действующими на территории России".

Хороша ответственность! Наименование, объем, порядок предоставления и качество услуг не определены, но платить ты за них обязан. Не заплатишь - начислят пени. А если услуга не предоставлялась или была некачественной? Кому прикажете жаловаться, куда обращаться? Этого в договоре нет. Как видим, вопрос ответственности тоже повис в воздухе.

А где же права заказчика-потребителя? Читаем пункт 2.2 договора:

"- Оплачивать услуги Исполнителя в размере и в сроки, предусмотренные п.1.2 настоящего договора.

- Соблюдать "Правила пользования жилыми помещениями" в части технического и санитарного содержания жилищного фонда и придомовой территории".

Ничего себе права: плати, и никаких гвоздей! За это исполнитель возлагает на себя воистину титанические обязанности. Во-первых, оказывать услуги в соответствии с "Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда". Неизвестно, правда, кем и когда они были утверждены и действуют ли до сих пор.

Во-вторых, выдавать заказчику единый платежный документ "с указанием видов и размеров платежей, которые могут изменяться при централизованном изменении цен и тарифов". Опять же, неизвестно, о каких ценах и тарифах идет речь и кто должен доводить эти сведения до потребителя.

НЕВЕСЕЛЫЕ ВЫВОДЫ

Подведем итог: предмета договора нет, прав у потребителя нет, обязанность одна - платить. Как разительно это отличается от формулировок, предложенных в типовом договоре, утвержденном приказом Госстроя.

Согласно статье 431 ГК РФ при толковании положений договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Но из договора, предлагаемого УЖКХ города Мурманска, ясно только одно: коммунальщики хотят от нас денег и обязуются своевременно предоставлять нам единый платежный документ для их внесения, в котором цены и тарифы могут меняться.

А вот чего хочет потребитель? Надо думать, он хочет, чтобы заключенный с ним договор соответствовал нормам права. Но, по моему мнению, при разработке своей версии должностные лица УЖКХ исказили нормы действующего законодательства, обязав граждан города оплачивать работы, о которых у тех нет никакой информации, а при задержке оплаты за не определенные договором услуги, взыскивать пени.

Пункт 4 статьи 426 ГК РФ гласит: "В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т. п.)".

Поэтому я считаю, что договор на обслуживание и ремонт приватизированных квартир, разработанный УЖКХ города Мурманска, является ничтожным и подлежит расторжению в соответствии с пунктом 2 статьи 450 все того же ГК РФ.

Мурманчанам же следует бороться за свои права, добиваясь от УЖКХ заключения с ними договоров на оказание коммунальных услуг и содержание жилого дома, составленных на основе типового договора, утвержденного приказом Госстроя. Это могло бы стать первым шагом в нашей общей борьбе за свои жилищные права.

Александр КУЛИКОВ, председатель общественной организации "Мой дом".