Одним из множества мероприятий Арктического экономического форума стало проведение конференции «Севертранс». Северные морские порты: Развитие. Инвестиции. Партнерство». Выступая с приветственным словом, председатель комитета по транспорту Государственной думы Сергей Шишкарев так определил цель конференции: «Будем рассматривать развитие Северного морского пути в свете развития портовой инфраструктуры».

Кстати, инфраструктура эта, к началу 90-х годов в целом соответствовавшая тогдашнему мировому уровню, с распадом СССР также стала приходить в упадок. Тем не менее в основном ее все же удалось сохранить. Об этом говорил в своем докладе руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. Обозначая перспективы развития Севморпути, г-н Давыденко назвал одним из перспективных направлений арктические круизы, к которым проявляют интерес некоторые мировые турфирмы. Кроме того, по оценкам агентства, потенциальный объем перевозок по Севморпути может к 2020 году вырасти до 40 миллионов тонн ежегодно.

Важная роль здесь отводится транзитным грузам из Европы в Китай. Александр Давыденко упомянул рейсы супертанкера «Совкомфлота» и датского балкера. Успеху этих проводок предшествовала немалая предварительная работа. С другой стороны, экспериментальные рейсы выявили и слабые места. Руководитель Росморречфлота заявил о необходимости разработки правил плавания по Севморпути, а также налаживания межведомственной координации.

Большое внимание возможным транспортным потокам из Норвегии на Восток уделил в своем докладе замминистра иностранных дел Норвегии Эрик Ланстейн. Проводку балкера из норвежского Киркенеса в Китай он назвал историческим событием и выразил уверенность в наличии у наших стран огромного потенциала для совместной работы.

Тему международного сотрудничества затронул в своем выступлении и председатель Мурманской областной думы Евгений Никора. По его словам, у нас накоплен уникальный опыт в рамках Баренцева Евроарктического региона, в области действуют 82 международных проекта только в сфере экологии, не считая других, касающихся радиационной безопасности.

Г-н Никора сообщил, что региональные законодатели активно включились в создание благоприятных условий для инвестиций и производства: подготовлены проекты законов об участии Мурманской области в государственно-частных партнерствах, а также о государственной инвестиционной деятельности.

Порты норвежской провинции Финмарк могут служить логистической снабженческой базой в условиях перегрузки Мурманского порта, считает норвежский судовладелец Феликс Чуди. А бизнес-консультант норвежского Баренцева секретариата Харальд Сёренсен полагает, что на Крайнем Севере нужно создать целую цепочку логистических узлов, включая Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар и Киркенес. Это часть проекта «Северный морской коридор», призванного стать недостающим звеном в цепи между транспортной сетью Европы и Севморпутем.

Гендиректор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша рассказал о перспективах развития Севморпути с точки зрения ледокольного флота. Нынешний опыт проводки позволяет с уверенностью говорить о необходимости строительства новых атомных ледоколов, причем в неотложном порядке. Их параметры должны, во-первых, позволять проводить крупнотоннажные суда значительной ширины, а во-вторых, обеспечить круглогодичную сквозную навигацию вдоль всей трассы Севморпути за счет увеличения мощности ядерных силовых установок.

Гендиректор управляющей компании «Мурманский транспортный узел» Андрей Шаповальянц представил информацию о деятельности компании, о том, что идет документальное оформление земельных участков для планирующегося расширения портовой зоны на западный берег Кольского залива, о поиске обоснования достаточных потоков нефти и угля для загрузки дополнительных портовых мощностей.

Но после его доклада выступил директор Мурманского торгового порта Виктор Морозов и во многом поставил под сомнение не то чтобы выкладки предыдущего оратора, а саму необходимость Мурманского транспортного узла в том виде, как об этом говорится все последние годы. Причина этого проста - падает грузовая база. Скажем, если раньше почти весь апатитовый концентрат шел на экспорт через Мурманск, то теперь поток во многом направлен внутрь страны для переработки на удобрения в России, которые, в свою очередь, экспортируются уже через другие порты.

Вначале, дипломатично признав, что развитие торгового порта видит только в рамках Мурманского транспортного узла, г-н Морозов, по сути, предложил свою концепцию его устройства. Например, подверг критике идею выноса перегрузки угля и апатита на западный берег, чтобы не загрязнять атмосферу в Мурманске. Но ширина залива всего 800 метров - о каком выносе можно говорить, если причалы все равно будут в километре от центра города? Кроме того, директор порта рассказал о постоянном совершенствовании технологий погрузки, жестком контроле воды и воздуха в районе апатитовых и угольных причалов.

- Уже сейчас жители центра Мурманска зачастую принимают сажу от ТЭЦ за угольную пыль, - огорошил Виктор Морозов сенсационным заявлением.

Торговый порт, по словам его директора, подготовлен и способен принять любые грузопотоки, кроме нефтеналивных, связанные и с освоением Штокмана, и с развитием Севморпути. Есть план реконструкции и развития всех районов порта с приданием этим районам соответствующей специализации. Причем все это без копейки бюджетных денег. Бюджетные вложения, по мнению Виктора Морозова, необходимы лишь в инфраструктуру - совершенствование и развитие энергоснабжения, автомобильных и железнодорожных подходов к порту.

В любом случае дискуссия должна пойти на пользу Мурманску и, возможно, позволит специалистам подкорректировать планы. В общем, пусть в спорах рождается истина.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ