«Туризм стирает границы» - так была сформулирована тема международного туристического форума «Арктик тур инвест 2010», который прошел в Мурманске в рамках Арктического экономического форума. Название не только символично, но и весьма содержательно. Ведь, как явствовало из выступлений участников, развитие туризма на Северо-Западе России сегодня сдерживают не столько государственные границы, сколько административные - между самими российскими регионами. Парадокс? Да. И осознать его, начать действовать совместно, в обоюдных интересах, так сказать, на общий карман - значит дать хороший толчок этому виду бизнеса. Эта проблема обсуждалась на встрече особенно заинтересованно.

Первым в дискуссию вступил заместитель главы Республики Карелия - министр экономического развития Валентин Лунцевич. Человек на Кольском полуострове известный (был и вице-губернатором, и депутатом Госдумы от нашей области), он в разговоре с корреспондентом «Мурманского вестника» подчеркнул, что Мурманск по-прежнему считает родным городом. И уверен, что еще теснее связать наши регионы вполне способна - в числе прочего - совместная туристическая деятельность.

Выступая перед участниками форума, г-н Лунцевич в качестве примера привел разрабатываемый в Карелии проект кругового водного маршрута на круизных лайнерах. Его планируется начать из Петербурга - по Балтике, затем вдоль побережья Норвегии до самой северной оконечности Европы - мыса Нордкап. Далее - Мурманск, затем Карелия с известными достопримечательностями на островах Онежского и Ладожского озер - и возвращение в Питер по Беломорско-Балтийскому каналу. Проект вполне реалистичен - интерес к Северу, как уверен Лунцевич, в Европе огромен. Но в каждой точке маршрута туристов должны поджидать комфортные условия, интересная программа, знакомство с запоминающимися достопримечательностями. Лишь тогда зарубежные вояжеры будут с охотой оставлять деньги во всех точках маршрута.

Впрочем, не надо рассчитывать только на иностранцев. Вот нынешним знойным летом Карелию буквально заполонили гости из средней полосы России. А можно ли сделать так, чтобы приток соотечественников не зависел от климатических капризов? Можно, но надо создавать привлекательные для них условия. Это одинаково актуально для Карелии, Мурманской, Архангельской областей, Ямало-Ненецкого автономного округа. Причем, работая над повышением комфорта, как считает Валентин Лунцевич, отечественным туроператорам надо трезвее оценивать свои возможности и не задирать цены на довольно средненький пока сервис. А то ведь даже для россиян отдых на турецких курортах нередко оказывается более доступен, чем в собственной стране. Важно также не забывать, что на Крайний Север люди едут, чтобы полюбоваться нетронутыми островками природы. Необходимо следить за экологической чистотой своих «владений» - главной приманкой для путешественников.

«Государственно-частное партнерство» - это выражение часто звучало во время дискуссии. В чем выражается роль государства? Прежде всего в создании благоприятных условий и развитии инфраструктуры. Скажем, тот же масштабный круизный проект, о котором говорилось вначале, невозможен без реконструкции Беломорско-Балтийского канала - большие суда просто не прошли бы по нему. А на это из бюджета страны нынче ежегодно выделяется более двух миллиардов рублей.

Или другой пример: только государство способно помочь турагентствам в привлечении иностранных гостей на Российский Север - расширив практику безвизового режима, сократив количество закрытых приграничных зон. Упрощенное оформление поездок из соседних стран, скажем, на срок до трех суток, - одно это существенно увеличило бы поток туристов, в том числе по так называемым маршрутам выходного дня. Соответственно выросли бы и доходы местных жителей, занятых в турбизнесе.

О государственно-частном партнерстве говорила и представитель Архангельской области Анастасия Старостина. Принятая там программа развития туризма предусматривает строительство различных объектов за счет федерального, регионального и муниципальных бюджетов. Разрабатывается областной закон о зонах экономического благоприятствования, где также предусмотрен механизм господдержки турорганизаций на территории таких зон в виде субсидий и налоговых льгот. Остается, по ее словам, наладить более тесные связи с соседними областями, прежде всего Мурманской и ближним зарубежьем.

Правда, по мнению некоторых участников дискуссии, зоны благоприятствования - палка о двух концах, требует осмотрительности. Ведь они создаются, как правило, в достаточно развитых и привлекательных районах. Глухие же, депрессивные «закутки» часто таковыми и остаются - состоятельных туристов там как не видели, так могут и не увидеть.

Много внимания было вопросу о туристических представительствах конкретного региона. Они могут создаваться при торгово-промышленных палатах, торгпредствах и иных структурах как в России, так и за рубежом. Например, небольшая Финляндия имеет свыше 70 таких представительств в других странах, что позволяет стабильно увеличивать поток туристов. Хотя в России всякого рода достопримечательностей неизмеримо больше.

На вопрос корреспондента «Мурманского вестника», сможет ли в обозримом будущем Российский Север составить конкуренцию традиционным южным курортным районам, профессор университета Дубровника, ведущий европейский специалист в сфере туризма Иво Папарелла ответил так. Туристический бизнес, например, в Хорватии развивается больше ста лет, первый отель там построен еще в конце XIX века. Все это время местные бизнесмены изобретали новые способы привлечения туристов, поднимали уровень сервиса. Тем не менее далеко не сразу Дубровник стал известным европейским курортом. Так что нам, северянам, в первую очередь надо заняться созданием стабильного и привлекательного имиджа края. Строительством соответствующей инфраструктуры, гостиниц, дорог. А там и о конкуренции можно будет поговорить.

- Природные данные здесь очень заманчивы. Но для начала вы должны поднять до уровня мировых стандартов сопутствующие отрасли промышленности, способные вытащить за собою и туризм, сделать его серьезной во всех отношениях индустрией. А это долгосрочная работа, - подчеркнул Иво Папарелла. - Необходима опять же помощь центрального и регионального правительств. Даже не столько финансовая а, прежде всего, помощь в, так сказать, туристической дипломатии. Хорватия во многих странах имеет представительства министерства туризма. В отрасль вкладываются огромные инвестиции. Сами по себе туристы в вашем регионе не появятся. Их надо еще заманить, найти свою изюминку. Они ведь готовы прыгать даже в холодную воду или в снег - но только когда уверены, что вечером в номере их ждут горячая вода и другие блага цивилизации.

«Осадил» нас и сосед из Суоми. Старший советник министерства сельского и лесного хозяйства Финляндии, курирующего вопросы туризма, Пекка Алхоярви заострил внимание на мешающих нормальному развитию российского туризма проблемах.

- Решать их лучше всего с помощью международного финансирования, для чего следует подготовить привлекательные проекты, - посоветовал он. - Одновременно необходимо улучшать имеющуюся инфраструктуру. К примеру, дороги в Финляндии и стыкующиеся с ними трассы Мурманской области разительно отличаются. Нужен хороший, по-настоящему международный аэропорт в Мурманске. Не выдерживает никакой критики состояние железнодорожных путей и вагонов, в которых к вам могли бы путешествовать потенциальные иностранные туристы. Здесь также не обойтись без участия государства. Все перечисленное требует, в первую очередь, модернизации. Нет смысла воздвигать в Мурманске фешенебельный туротель, до которого будет проблематично добраться. Все должно работать в комплексе. И тогда все у вас получится, туристический потенциал Кольского полуострова сам по себе очень богат.

На том и порешили. Прозвучала и идея международный туристический форум в рамках Арктического сделать традиционным. Все его участники были единодушны: такое мероприятие региону необходимо.

Фото: Федосеев Л. Г.
Успенская церковь в Варзуге.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская область привлекательна для самых разборчивых туристов.
Фото: Федосеев Л. Г.
Мурманская область привлекательна для самых разборчивых туристов.
Андрей ПОПОВ