Кривой щербатой ухмылкой выбитых окон и дверей в двух брошенных покосившихся домах встречает городское поселение Молочный тех, кто въезжает в него со стороны Ленинградки - с «черного хода». Въезд от Колы выглядит вполне пристойно: гурьба привычных и приличных серых панельных девятиэтажек. Что - фасад или изнанка - является настоящим лицом поселка? Наверное, второе - с развалом градообразующего совхоза «Арктика» и с работой, и с поступлениями в местный бюджет здесь ситуация аховая. Сами молочненцы или ездят на работу в недальний Мурманск, или перебиваются случайными подработками, а поселок сидит на областных дотациях.

При этом по весне 1300 молочненцев подписали протестное письмо и разослали его по высоким адресам - от губернатора области до генпрокурора РФ. Против чего протестуют? Против строительства рядом с поселком железнодорожной ветки станция Выходной - станция Лавна. Тем самым лишая экономику региона инвестиций как минимум в 70 миллиардов рублей и перспективного проекта Мурманского транспортного узла.

Меж тем МТУ - после того, как на время или навсегда «отложился» Штокман - единственный серьезный шанс области на качественный скачок в экономике. Морской порт «Лавна» на западном берегу Кольского залива должен специализироваться на перевалке угля. Его-то и предстоит доставлять к причалам по той самой неугодной молочненцам желдорветке. Без нее весь проект повисает в воздухе большим и радужным мыльным пузырем.

Вечером 30 октября в Молочный, казалось, переместился центр власти региона. Целый табун больших и красивых черных автомобилей столпился у крыльца городского Дома культуры «Гармония». В самом же ДК гармонией и не пахло: высокие гости и протестные поселенцы собрались на публичные слушания по вопросу «Реализация проекта «Комплексное развитие МТУ», а попросту - для разговора о «железке».

Надо сказать, что за последние полгода разного рода слушания, чтения и обсуждения стали в Молочном национальным видом спорта, заменой театра и цирка. Естественная реакция проектировщиков и властей: столкнувшись с оппозицией, они решили, что местные, увидев перспективу, возжелали получить свою порцию выгоды от будущего всеобщего областного благополучия. Предложили план перспективного развития поселения: мол, что хотите - музыкальную школу, амбулаторию, хоккейную коробку? Аналогия понятна: помните, несколько лет назад «Статойл» решил строить в Мурманске на Рогозерской АЗС? Расселили тогда под снос пару «деревяшек», но в одной из них насмерть окопались мама с дочкой: «Хотим взамен родной коммуналки трехкомнатную квартиру улучшенной планировки!» И ведь добились своего.

А молочненцы хотят одного: чтобы все осталось по-старому, им хватает и одной железной дороги рядом с поселением: «Хотите нас окружить двумя?! Мы против и мы в своем праве». Причем такую же позицию заняли и депутаты местного совета. Их 10 и 5 из них - сторонники «Единой России». Вам доводилось слышать, чтобы где-то «единороссы» выступали против воли и решений вышестоящей власти? Мне - нет. Зато слышал мнение: некие «темные силы» сговорились с местными народными избранниками, а уже те подбивают народ на нехорошее.

Лично мне сложно представить председателя оргкомитета по проведению слушаний депутата Наталью Сазонову и ее коллег, отрабатывающих заказ, к примеру, портовиков из конкурирующего Киркенеса. От такой мысли до обвинений в рытье тоннеля до Лондона и работе на разведку Гондураса - два шажка.

Мне кажется, все куда проще: нет в молочненских депутатах должной солидности и государственной основательности их коллег из областной, а тем более Государственной думы. Сазонова и ее соратники и их избиратели - соседи по лестничной клетке, бывшие одноклассники и сослуживцы, они ходят в одни магазины и ездят в одном автобусе. И величают друг друга не по имени-отчеству, а - Наташа, Лера, Галя, Зоя. Кто из них кого и на что подбил - большой вопрос. И из 10 депутатов на зарплате в совете работает только один, что тоже о многом говорит.

И вот к этим людям приехали два вице-губернатора - Игорь Сабуров и Александр Гривняк, региональный министр транспорта и связи Юрий Чуйков, два зампредоблдумы - Игорь Чернышенко и Андрей Чернев, а еще депутаты областной думы Наталья Лещинская, Михаил Антропов, Станислав Никаноров, Михаил Ильиных - обсуждать варианты.

Вариантов прокладки трассы вокруг Молочного три. Первый, второй и третий отличаются друг от друга близостью к поселку и ценой - чем ближе, тем дешевле строительство: соответственно - 3, 11 и 31 миллиард рублей. Последняя сумма делает порт «Лавна» нерентабельным, а проект МТУ невыполнимым. Правда, доводилось видеть и другие цифры: 13, 25 и 18 миллиардов. Получается, третий вариант дешевле второго? Согласитесь, такой разнобой смущает.

А инициативных жителей Молочного смущает многое. Они боятся угольной пыли, возможного самовозгорания угля (об этом с убежденностью говорила Зоя Соколова, зоотехник по образованию), шума от проходящих составов («по 6 штук в час», хотя проектировщики говорят о 20 поездах в сутки), а главное - вибрации. Она, мол, окончательно порушит их и без того потрескавшиеся дома. Наталья Сазонова возмущалась, что по первому варианту «железка» пройдет в 35 метрах от общежития, музшколы и амбулатории и в 83 - от жилых домов. И напрасно представитель проектировщика Сергей Гейдт утверждал, что расстояние до жилфонда будет 150 метров при санитарной норме в 100. Его не то чтобы не слушали, но не слышали.

Попытка найти компромисс видна была в словах только одного инициативника - Павла Джосана:

- Железная дорога нужна в любом случае, это социальные проекты, образовательные, медицина. Но это еще и цена жизни и здоровья людей. Вы обещаете поставить нам стеклопакеты, это о многом говорит. Дорога нужна. Но ведь не война же идет, чтобы во благо миллионов жертвовать 5 тысяч жизней.

Выступавшие добавляли претензии. «Будете возить аммиак, он рванет - мы убежать не успеем». «Из-за будущего строительства наши квартиры упали в цене, построите - будут стоить три копейки!» (хотя логичнее предположить, что цена упала из-за отсутствия в Молочном работы и ветшающей коммуналки). А на все аргументы проектировщиков - «Виброматы, шумозащитные экраны, бесстыковые рельсы, пылеподавление» - рефреном: «Мы вам не верим!» Яркий рекламный плакат «Танцуем вместе», висящий на стене в зрительном зале, выглядел сущей издевкой.

Характерен диалог Светланы Трач и представителя госзаказчика ФКУ «Ространсмодернизация» Михаила Степанова: «Мы уверены, что существует угроза. Пока никто аргументированно не доказал, что ее не будет». - «Вред вы тоже должны доказать. Откуда у вас уверенность, что мы все делаем не так?»

Министр Юрий Чуйков свое выступление начал с предложения для налаживания конструктивного диалога создать рабочую группу из поселковых депутатов и их областных коллег. Но потом допустил промашку: «Всем нам хотелось бы жить на берегу теплого моря. (Зал взревел: «Не всем!») К сожалению или к счастью, мы живем в правовом государстве…»

Его перебила жительница Выходного: «Молодой человек! Жаль, только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе». Все-таки в советских школах преподавание литературы было хорошо поставлено...

Взявшая слово председатель думского комитета по экологии и охране окружающей среды Наталья Лещинская встала на сторону поселян:

- Я не вижу конструктивного диалога, а только лоббирование определенного интереса. В третий раз жители Молочного говорят вам «нет». Так зачем выкручивать руки?

Игорь Чернышенко, в прошлом профсоюзный лидер и депутат Госдумы не одного созыва, ныне зампред думы областной, в разрешении конфликтов даст фору многим политикам. А тут как-то не заладилось:

- Область должна развиваться…

- За наш счет?!

- Надо подумать, как…

- Не надо думать!

- У области нет больших перспектив в экономике, кроме МТУ…

- Что вы нас уговариваете?! Мы не маленькие дети. Да, третий вариант очень дорогой. Так снимите с себя зарплату и пополните ею бюджет.

Итожить пошедший по кругу разговор взялась инициативница Валерия Челнокова:

- Мы не против проекта. Мы за развитие экономики области. Мы против того, чтобы развитие проходило только за наш счет, за счет нашего здоровья. Мы имеем право защищаться и мы защищаемся.

Одиноко прозвучал голос ее землячки Людмилы Морозовой: «Мы же государственные люди! Чтобы денежку государству сэкономить, надо поручить рабочей группе отклонить первый вариант и рассмотреть и второй, и третий».

Революционно, по-октябрьски, настроенный зал ответил: «Нас не интересуют финансовые проблемы! Даешь только третий вариант и пофиг надо!»

Голоса 286 зарегистрировавшихся поселян поделились так: 283 - за «трешку», один - против. Разыскивать и бить двух воздержавшихся «дезертиров» победившие (как им казалось) «панфиловцы» не стали.

Удивительно спокойно оценил итоги голосования вице-губернатор Игорь Сабуров: «Нормальные слушания. Люди за развитие - это главное».

Не менее удивительно было услышать, как протискивавшийся к выходу поселянин буркнул: «Никто нас за людей не считает!» Это после такого-то начальственного десанта?!

Может, разговор с народом надо было начинать раньше и, главное, по-другому? Такой масштабный и судьбоносный для всей области проект, как МТУ, нуждается в масштабном PR-сопровождении. И начинать его надо было одновременно со стартом проектных разработок. Есть же у нас специально обученные люди, профессионалы пиара? Почему их привлекают только во время войн-выборов, они гораздо нужнее в мирное время. Если, конечно, власть не относится к народу по советской формуле «Партия сказала «Надо!» - комсомол ответил «Есть!». Нас надо убеждать. И желательно - на понятном языке, народном, не кабинетной «фене».

А бросать министров и вице-губернаторов закрывать грудью амбразуру вскипевшего общественного мнения - не дело. Вот стоит он, молодой, 30-летний, стройный, видно, что только-только после тренажерного зала и солярия. В узеньких брючках и пиджачке итальянского покроя. А перед ним бабушка, чья юность пришлась на освоение целины, в самовязанной шапочке и китайском пуховике. Это же «два мира - два Шапиро». Что он от нее услышит? Только одно: «Мы вам не верим». Наверное, это не тот результат, которого все ждут. Нам, кстати, тоже не хотелось бы, чтобы Мурманский транспортный узел постигла участь Штокмана.

Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Фото: Сергей Ещенко
Петр БОЛЫЧЕВ, Молочный - Мурманск