Золушка номер один

Прошу читателей приготовиться ко встрече с детством. От одних только названий спектаклей, которые неизбежно будут упомянуты ниже, поднимается теплая волна забытых удовольствий.

Итак, Ленинград, начало 60-х. Первой крупной ролью, сыгранной школьницей Волынкиной, стала Золушка. Причем Золушка № 1, поскольку в режиссерской трактовке самодеятельного драматического кружка была и № 2.

И она по сей день содрогается от давнего режиссерского произвола. Ведь вторая Золушка была броской красавицей, появившейся на сцене в качестве коренной модификации Золушки первой - броской дурнушки. Не мудрствуя лукаво, постановщик спектакля попросту разделил текст роли между двумя девочками - до и после волшебной метаморфозы.

- Я тогда не понимала, что сыграть падчерицу посложнее, чем принцессу, - смеется сегодня главный режиссер областного театра кукол Тамара Волынкина. - А тогда жутко переживала. Одно только и утешало, что спектакль зритель принял на "ура", а наш драмкружок пригласили выступать даже во взрослый рабочий клуб ленинградского "Водоканала"! Это был оглушительный успех...

Папа девочки, офицер-артиллерист, оказался натурой очень артистической: любил розыгрыши и комические переодевания, неплохо рисовал, собственными руками изготовлял техническую новинку послевоенных Дедов Морозов - бегающие огоньки на елку. Но особенно удавались ему игрушечные домики из картона, внутри которых даже зажигался уютный свет. Оставалось только поселить туда кукол...

Золушка № 1, окончив школу, подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на отделение театра кукол. Только этот питерский вуз давал в СССР высшее кукольное образование.

Первая женщина на Земле

В начале 70-х на просторах одной шестой части мировой суши только-только начал входит в моду английский медвежонок Вини-Пух. И без пяти минут дипломированная актриса Тамара Волынкина сыграла роль Пятачка в выпускном студенческом спектакле.

Поросенок она была, говорят, великий! Где это видано, чтобы педагоги, которые и хвалят-то студента только по большим престольным праздникам, дарили после зачетного спектакля цветы?

Ставил "Вини-Пуха" в ЛГИТМиКе профессор, народный артист РСФСР Михаил Королев. Его инсценировка в истории кукольных театров страны оказалось почти революционной. Кроме маленьких кукол на сцене играли и большие люди, во плоти. Мизансцена такая: жилая комната, английская семья, взрослые люди словно бы прощаются с детством, вспоминая любимую сказку. Поэтому студентке Волынкиной досталась, помимо роли поросенка Пятачка, еще и роль человеческой Мамы. (Напоминаю, шел 1970 год. Только через два года знаменитый английский музыкант Элтон Джон воплотил эту идею в песне "Прощай, желтая кирпичная дорога", а еще через год - и в одноименном альбоме. Но, правда, прощался он с детством, имея в виду другую сказку - "Волшебник из страны Оз", известной у нас под названием "Волшебник Изумрудного города").

С профессором Королевым Тамара Волынкина встретится через пять лет уже в Мурманске, куда почитаемый мастер приедет ставить "Божественную комедию". Актрисе областного театра кукол досталась роль библейской Евы, и первая на Земле женщина Волынкина была потрясающей. Худенькая, с длинной шеей, с волосами до пят, с беззащитно дрожащей губой...

Эту талантливую волынкинскую губу запомнил сам Сергей Образцов! В 1977-м он со своим всемирно известным кукольным театром гастролировал в Мурманске. А надо сказать, что "Божественная комедия" в собственной интерпретации - одна из любимых постановок корифея.

Он забежал на спектакль мурманских коллег на пять минут... и досидел до конца. А а потом до утра беседовал с актерами в фойе. Рефрен великого режиссера был один: "Ну, как до этого я не додумался?"

В мурманском спектакле применялся завораживающий ход: до грехопадения Адам и Ева были куклами, а съев запретное яблоко, превратились в людей.

Так вот, об упомянутой губе. Сергей Образцов не узнал Тамару Волынкину без грима, но прозрел, попросив ее "сделать губу". И предложил место в своем театре, в Москве.

Но актриса отказалась. За год до встречи с Образцовым она уже вкусила за Полярным кругом запретный плод режиссуры.

Немножко разбойница

В 1976 году Волынкина поставила в Мурманске свой первый спектакль "Римцимци" по пьесе польского писателя Яна Вильковского. Но то была, по большому счету, игра случая.

Тогдашний главный режиссер театра кукол Ида Спектор срочно отлучилась из города, доверив уже разработанную постановку молодой актрисе.

- Это был ужас! Самой ставить спектакль! - Тамара Александровна и сегодня словно бы заново переживает этот первый прыжок в кипяток режиссуры. - Я все роли в башке сыграла сама, но потом как быть? Сижу на репетиции в зале, руковожу, мои коллеги-актеры лицедействуют на сцене, а меня гложут сомнения - так ли, то ли делают... Но, к счастью, главреж, увидев результат, оценила кратко: "Первый блин не получился комом".

Кстати, Ида Петровна Спектор и пригласила в 1970 году ленинградскую выпускницу Волынкину в мурманский кукольный а в последствии разглядела в тоненькой девчушке ни больше ни меньше как Бармалея для постановки "Айболита". Вообще-то наши заполярные подмостки всегда считались лабораторией современной пьесы, своего рода филиалом ленинградской кукольной школы.

Так вот, Тамара Волынкина играла Бармалея на котурнах, добирая этими высокими подпорками разбойничьей стати. Хулиганский был спектакль, с забавными импровизациями. Помнится, в североморском Доме офицеров флота актер Михаил Потягайло в сцене, когда разбойники мечтают о своем пиратском будущем, позволил себе идеологическую шутку. По тексту он "хотел бы стать капитаном", но понес отсебятину: мечтаю, дескать, стать замполитом. Это на пиратском-то корабле! Ничего, проскочило в общей уморительной неразберихе...

К слову, во время гастролей мурманчан в Эстонии знаменитый в кукловодческих кругах режиссер Таллиннского театра Рейн Агур в беседе с заполярным Бармалеем со знанием дела подбодрил актрису: "Все женщины немножко разбойницы..."

Девочка бальзаковского возраста

В конце 80-х Мурманский театр кукол словно бы попал в творческую яму. Репертуар не обновлялся, постановки разваливались, своего главрежа не было, спектакли ставили только заезжие режиссеры. В 1992 году Тамара Волынкина пошла к тогдашнему руководителю областной культуры Михаилу Таврикову и поставила вопрос ребром: назначьте меня главным режиссером на год, хочу, дескать, сохранить театр. И вот уже 16 лет тянется этот пресловутый год.

Режиссер и актер - профессии разные. Тамара Александровна рассуждает так:

- В артистах мне было хорошо - отвечала только за свой окопчик. За годы в актерской шкуре я вынесла глубокое убеждение, что кукольник - это профессия скромных людей, вовсе не солистов. Быть может, поэтому мой взрослый сын, закончив то же отделение кукол в том же питерском институте, что и я, не стал актером-кукольником. Решил пойти в Петербургскую консерваторию по классу вокала, и сейчас солист Михайловского театра, драматический тенор. Хотя, наверное, сказалось и влияние бабушки, моей мамы, которая была профессиональной альтисткой и до сих пор чудесно поет...

28 июня в областном театре кукол - закрытие сезона и премьера спектакля для детей "Жуткий господин Ау" по пьесе Эдуарда Успенского. Ставит спектакль, разумеется, Тамара Волынкина, эскизы кукол и декораций разработала петербургская художница Галина Бренева, с которой мурманчанка осуществила уже семь проектов.

Куклы, марионетки, ожившие тряпичные, пластмассовые, деревянные, бумажные персонажи...

Но с гордостью и ностальгией вспоминает заполярный зритель стопроцентный, без дураков, драматический спектакль по Григорию Горину "Забыть Герострата", которым в конце ХХ века блеснул наш областной кукольный. Никаких кукол, живые актеры! Как вам, Тамара Александровна, в голову пришла такая чудная (ударение на первом слоге) и чудная (на втором) мысль?

Народная артистка России, разбойница и поросенок, падчерица и прародительница, и еще столикая девочка, которая на днях отметит недетский юбилей, - девочка бальзаковского возраста с короткой мальчишеской стрижкой и со здоровым чувством юмора, в ответ вздыхает:

- С нежностью вспоминаю тот драматический спектакль. Наши руки всегда заняты куклами, а тогда нас больше всего занимал вопрос "Куда девать конечности?"

Фото: Вишневский Павел
Тамара Волынкина.
Фото: Вишневский Павел
Тамара Волынкина.
Фото: Вишневский Павел
Тамара Волынкина.
Павел ВИШНЕВСКИЙ