Как реализовать свои жилищные права, выстроить взаимоотношения с управляющей организацией или выбрать новую, создать совет дома, снизить расходы на общедомовые нужды, разобраться в квитанциях за жилищно-коммунальные услуги, благоустроить дворовую территорию, урегулировать соседские конфликты - множество северян обращаются с подобными вопросами в приемные партии «Единая Россия». Чтобы повысить прозрачность работы управляющих организаций, культуру общения между ними и собственниками жилья, Мурманское региональное отделение партии организовало тематический прием граждан в рамках всероссийской акции «День открытых дверей управляющих организаций».

Устранить непрозрачность и непонимание

Эта акция была запущена в 2017 году по инициативе партийного проекта «Управдом», который был объединен со «Школой грамотного потребителя» («ШГП»). В мероприятии приняли участие региональный координатор партийного проекта «ШГП», начальник Государственной жилищной инспекции Мурманской области Алена Кузнецова, депутат Мурманской областной думы, руководитель общественной приемной Юрий Шадрин, представители ряда управляющих компаний, работающих в Мурманске, и, конечно, активные жители.

К примеру, одно из обращений касалось оплаты коммунальных услуг. По словам заявительницы, после смены управляющей компании представители новой УК потребовали, чтобы она вторично оплатила уже погашенные счета, выставленные работавшей ранее компанией.

- Рынок управления жилым фондом должен стать более клиентоориентированным, - сказала главный жилищный инспектор области. - Необходимо устранить непрозрачность и непонимание, которые существуют между УК и собственниками жилья. Зачастую жалобы граждан на жилищно-коммунальные проблемы, поступающие в приемные «Единой России», можно решить, обратившись непосредственно в управляющую компанию.

Именно это и подтвердил разговор между работниками «Строительной компании «Уютный дом» и двумя жительницами дома № 9 на улице Скальной - Натальей Александровной Морозовой и Светланой Рафаиловной Медниковой.

Слова к делу не пришьешь

- В нашем доме установили антенну сотовой связи, - помогая друг другу, рассказали они. - Кроме нее еще какие-то непонятные антенны стоят, мы не можем добиться, чьи они. Управляющая компания получает за эти антенны денежки, о которых мы ничего не знаем. Они нам говорят: «Мы ничего не знаем, ничего не получаем». Хотя мы делали запрос в эту компанию сотовой связи, и оттуда сообщили, что с декабря перечисляют по 15 тысяч в месяц конкретно за антенну. У нас совета дома нет, есть инициативная группа, но мы ничего не можем решить с нашей УК. Во-первых, мы изначально не хотели этих антенн. Их установили без нашего ведома, причем обманным путем. Я живу на 9-м этаже, и когда антенну устанавливали, я у рабочих спрашивала, что они монтируют. Нам ответили, что это антенна цифрового телевидения. Потом, когда уже установили, они признали, что это антенна мобильного оператора. То есть нас, жильцов дома, обманули. Потому что иначе мы бы не допустили их в чердачное помещение. Сейчас мы хотим ее убрать. После установки этой антенны мы стали чувствовать себя гораздо хуже. К тому же телевизор стал плохо показывать. Вот мы и пришли, чтобы наконец выяснить, как нам демонтировать эту антенну и куда идут деньги, которые за нее выплачиваются.

В процессе разбирательства выяснилось, что общее собрание жильцов, на котором было принято решение об установлении антенны, состоялось еще в 2015 году. Тогда домом управляла другая компания - «Жилспецстрой Плюс». Как утверждают обе женщины, собственники голосовали против, «а летом шестнадцатого года, под шумок, когда люди уехали в отпуск, была установлена антенна».

- За это время у вас сменилась не одна управляющая компания, сейчас у вас «Уютный дом». То есть она пришла уже на установленную антенну. Вы как-то с ней решали этот вопрос? - спросила Алена Кузнецова.

Из беседы Натальи Александровны и Светланы Рафаиловны с представителем управляющей компании стало ясно, что никаких обращений они не писали и в офис УК не приходили. А запрос мобильному оператору, чья антенна находится на крыше дома, писала другая жительница дома. Но она сейчас в отъезде, содержание ответного письма она сообщила своим соседкам по телефону.

Либо собрание, либо суд

- Если аппаратура установлена предыдущей управляющей компанией, чтобы ее демонтировать, вам нужно инициировать собрание собственников с соответствующей повесткой дня и принять такое решение, - порекомендовала Алена Кузнецова женщинам.

- Нам сказали: только через суд, - возразили они.

- Да. Потому что ваш протокол собрания и ваше решение о демонтаже может быть обжаловано потом со стороны мобильного оператора. И вы можете погрязнуть в судебных тяжбах. Дело в том, что эта история выходит за пределы жилищного законодательства. И если вы демонтируете оборудование самовольно, оператор наверняка это заактирует и выставит вам счет.

- Что-то мы не понимаем: они же поставили его без нашего ведома!

- Если ваша бывшая УК подписала с оператором договор, значит, она опиралась на протокол собрания собственников с положительным голосованием.

- Так они же подделывали подписи!

- Да, но это ведь нужно доказать. Признать протокол недействительным можно только в суде. Либо принять противоположное решение, соответственно запротоколировав его. Был протокол подделан или нет, могут определить только правоохранительные органы. Ни ГЖИ, ни ваша новая УК не могут отменить тот протокол общего собрания, на котором было принято решение об установке. Вы можете принять текущий протокол, отдать своей УК и поручить ей демонтировать это оборудование.

- Они, когда устанавливали, врали нам, что это цифровое телевидение.

- Понимаете, мы с вами догоняем ушедший позавчера поезд. Сегодня никто не может отвечать за то, что вам когда-то говорил работник УК, которая уже давно не работает.

- Да, «Жилспецстрой Плюс» дом покинула, а «Уютный дом» денежки хочет получать. У нас есть подозрение, что они эти деньги кладут себе в карман.

- Документального подтверждения этому нет. А делать выводы, исходя из ваших подозрений, мы не можем. Мы с вами обсуждаем текущую ситуацию. Она состоит в том, что вы хотите демонтировать эту антенну. Для этого надо на общем собрании собственников принять решение о ее демонтаже. Либо обжаловать предыдущий протокол. Других вариантов нет. Что мешает вам сделать запрос в вашу новую УК и получить от них официальный ответ? Дальше с этим ответом хотите - в суд, хотите - проведите собрание и отмените решение предыдущего.

- Вы скажите, что вы хотите, - уговаривала жительниц дома на Скальной представитель управляющей компании. - Я просто не пойму цели вашего визита. Не нравится вам антенна - приходите к нам в офис, изложите суть претензии и напишите в заявлении. Мы не против.

Итог беседы подвела главный жилищный инспектор.

- Мы решим таким образом, - сказала она. - Вы письменно обращаетесь к оператору мобильной связи по вопросу размещения антенны и в вашу УК о возможности ее демонтажа. Мы сделаем запросы со своей стороны. И в зависимости от ответов вместе с вами будем решать, что делать дальше.

Главное - инициатива и правовая грамотность

- Управляющие компании научились хорошо подделывать подписи людей, - настаивала на своем одна из жительниц.

- Можно подделать подписи только тех людей, которые не ходят на собрания, - парировала Алена Кузнецова. - Есть только два варианта: либо вы сами участвуете в управлении домом, либо всем все равно, и потом жильцам приходится писать письма, опротестовывать что-то, доказывать в суде и так далее. Участвуйте, вникайте во все вопросы, и тогда не придется вот так разбираться задним числом спустя несколько лет, кто и что поставил на вашей крыше и по какому праву. У меня в лифте висит реклама. Есть люди, которым это не нравится. А меня это как раз устраивает, потому что я из нее узнаю полезные и нужные вещи: где-то выставка проходит, кто-то услуги свои предлагает, а они мне как раз оказались нужны... Вот для того, чтобы решать такие вопросы, и нужны общие собрания. И если два человека против, а остальные за, то, несмотря на чье-то недовольство, реклама в лифте будет. Потому что так решило большинство.

- А вот насчет рекламы. А кто за это денежки получает? - поинтересовались Наталья Александровна и Светлана Рафаиловна.

Алена Кузнецова пояснила, что сегодняшняя плата за содержание и ремонт вообще не обеспечивает нужд дома. Если посчитать, сколько нужно, чтобы обеспечить нормальное обслуживание, получится от 50 до 100 рублей за квадратный метр. Поэтому жильцам даже выгодно, чтобы УК по договору с какой-то организацией получала деньги за использование кем-то общего имущества дома.

Подобных спорных вопросов всегда очень много. И эффективно решать их лучше всего, начиная с обращения в собственную управляющую компанию. Причем обязательно письменно, а не в устной форме. А вот если этого будет недостаточно, потом с ответом УК можно отправляться в суд, в ГЖИ или другие инстанции.

- Без личного участия населения решать проблемы ЖКХ невозможно, - подчеркнул Юрий Шадрин. - Поэтому подобные встречи крайне важны. И еще более важна инициатива, заинтересованность и правовая грамотность граждан, повышению уровня которой способствует партпроект «Школа грамотного потребителя».