Жители области продолжают получать счета за установку общедомовых приборов учета тепла. Но некоторые моменты их смущают. К примеру, мурманчанин Игорь, проживающий на улице Ивченко, 3, опасается: а вдруг эти квитанции - дело рук каких-то мошенников, которые пользуются моментом, чтобы поживиться за чужой счет? А если платежки действительно присылает ресурсоснабжающая компания, то имеет ли она на это право? Может быть, не стоит вот так сразу расставаться с деньгами? За ответами на эти вопросы я обратилась в компанию «Мурманэнергосбыт».

- Устанавливая общедомовые приборы учета, наша теплоснабжающая компания исполняет 261-й федеральный закон об энергосбережении, - пояснила главный специалист пресс-службы «МЭС» Анна Малахова. - Он обязывает жильцов оснастить дом коллективным счетчиком. Если же собственники не поставили его сами до 2013 года, об этом должна позаботиться ресурсоснабжающая компания, чьи сети заходят в жилое здание. Но оплачивать прибор учета должны жители. Так что все в полном соответствии с законом.

- Однако можно ли верить полученным платежкам? Где гарантия, что деньги пойдут именно «Мурманэнергосбыту», а не на счета каких-нибудь хорошо осведомленных мазуриков? - спросила я. - Как бы не пришлось платить дважды.

- Квитанции действительно направляет «МЭС». Но, чтобы убедиться в этом, желательно сверить ИНН на платежке за общедомовой прибор учета с ИНН на той, которая приходит для оплаты за тепло. Если цифры одинаковые, беспокоиться не о чем.

- С точки зрения правомерности действий компании - да. А вот что касается кругленьких сумм в этих самых платежках... Совсем не просто изыскать в своем бюджете «лишние» четыре, а то и 10 тысяч рублей. И кстати, а почему суммы указываются разные? - поинтересовалась я у своей собеседницы.

- Сумма зависит от площади квартиры, - был ответ. - Чем больше «квадратов», тем больше цифра. А по поводу оплаты переживать не нужно. Нет, платить, конечно, надо. Но не обязательно выкладывать все деньги сразу. Если прочесть квитанцию внимательно, вы обнаружите там минимальный платеж. Законодатель указывает, что при оплате ОДПУ собственник может получить рассрочку до 5 лет с включением ставки рефинансирования. Поэтому ресурсник указывает две суммы. Он предлагает внести плату либо единовременно, либо частями ежемесячно в течение всего периода рассрочки.

Но возможность оплаты не исчерпывается двумя вариантами. Дело в том, что если вносить деньги в течение пяти лет, то итоговая сумма возрастет в связи с применением ставки рефинансирования. Поэтому было бы вполне разумно общую сумму разбить на такое количество частей, оплачивать которые человеку или семье было бы наиболее комфортно. Ну не могу я, к примеру, выложить сразу 4 тысячи, но и растягивать эту сумму на 5 лет не хочу. Я могу, к примеру, разделить эту сумму на 4 месяца и выплачивать по одной тысяче. Таким образом я заплачу меньше, чем при рассрочке на 5 лет.

- Наверное, о том, какой способ платежа выбрал собственник, он должен сообщить в «МЭС»?

- Нет, никаких заявлений писать не надо. Достаточно внести первую сумму. Либо всю, либо минимальную, либо для себя комфортную. Но, повторюсь, оплачивать установку прибора учета тепла надо. «МЭС» занимается этим не первый год, и, к сожалению, уже есть прецеденты, когда люди не платили, и в итоге взыскивать деньги приходится через суд. Лучше до этого не доводить.

Анна Малахова отметила еще один важный момент. Получение квитанции означает, что прибор не просто установлен, он введен в эксплуатацию. И теперь жители будут рассчитываться за тепло не по нормативу, а по фактическому потреблению: сколько тепла дом получил, столько они и заплатят.

Жителям Мурманской области хорошо известно, что за тепло мы платим равными частями в течение 12 месяцев. Начисления производятся исходя из среднемесячного расхода за предыдущий отопительный период. А затем по итогам года делается корректировка. Поэтому поначалу жильцам с установленным счетчиком будут начислять плату по нормативу, как прежде. Но затем им произведут перерасчет в соответствии с показаниями общедомового прибора учета.

Вообще-то о том, что в доме установлен ОДПУ на тепло, жители должны узнавать не из квитанции об оплате установки прибора, а от своей управляющей компании. И, если она этого не сделала, а люди получили платежки о его оплате, желательно все-таки позвонить в УК и поинтересоваться, с какого момента начал функционировать счетчик. Чтобы потом не возникало вопросов по поводу начисления платежей.

Есть еще один немаловажный момент. С появлением счетчика жильцам дома надо обращать внимание на то, как обслуживается дом. Потому что отсутствующая изоляция, текущая труба, межпанельные швы, в которых гуляют сквозняки и просачивается вода, отсутствие стекол в рамах подъездных окон, тамбурных дверей - все, что приводит к энергоутечкам, теперь будет приносить не только дискомфорт, но и отражаться на размере платы за отопление. Ресурсник с этим ничего сделать не сможет. Ходить по домам, чинить трубы и стеклить окна - не его зона ответственности. Продвинутые жители создают как минимум совет дома, который контактирует с управляющей компанией. Но, даже если его нет, лучше все-таки требовать от управляющей компании принять меры к тому, чтобы повысить энергоэффективность дома. И уж во всяком случае невозможно не заметить перетоп. Если в квартире не просто тепло, а даже жарко до такой степени, что приходится держать форточки открытыми (то есть открывать стеклопакеты «на проветривание»), нужно обратить на этот факт внимание УК и потребовать от нее снизить градус. Потому что позже, при корректировке, все эти вылетевшие в форточку гигакалории придется оплачивать.

- Я всем, кому только можно, задаю вопрос: проводила ли ваша управляющая компания собрание о том, какие энергосберегающие мероприятия можно провести в доме? Со сметой, чтобы спросить у людей, хотят они потратиться на это или нет. Ведь не секрет, что тариф на обслуживание и текущий ремонт люди поднимают очень неохотно, по большей части, наоборот, судятся с УК, которые его увеличивают. Поэтому очень важно договариваться, что ваша жилищная организация может сделать за счет уже собираемых средств, сколько ей нужно дополнительно и для каких конкретно работ. До сих пор ни один человек мне не сказал, что у них в доме такое собрание было. А это, между прочим, тоже обязанность, которую вменяет УК федеральный закон: они обязаны не реже одного раза в год сообщать жильцам хотя бы в виде объявлений, - отметила в заключение беседы Анна Малахова.

Но только ли управляющие компании в этом виноваты? Сами знаете, как мы любим ходить на собрания. А ведь это наши деньги. И не жилищники должны заботиться о наших кошельках (они заботятся о своем), а мы сами. Так что надо помнить, что жители вправе потребовать от своей УК перечень мероприятий по энергосбережению.