С 24 сентября 2020 года в России вступили в силу новые правила поверки счетчиков. Они составлены на основе федерального закона № 496-ФЗ «О внесении изменений в закон «Об обеспечении единства измерений», принятого еще в декабре прошлого года. Теперь электронная регистрация результатов поверки - единственное подтверждение того, что счетчик исправен. Запись будет храниться в виртуальной базе - федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений «Аршин». Мы попытались разобраться, чем это обернется для собственников жилья.

Бумажки отменяются

Как было раньше: вы покупаете новый счетчик взамен старого, отработавшего свой срок, вызываете мастера, он его ставит, пломбирует и выдает вам бумагу, где черным по белому написаны все данные поверки. С этой бумажкой вам надо было идти в свою управляющую компанию, и та начинала начислять вам плату за воду, свет и газ. Теперь все будет по-другому.

- Вступившие в силу поправки устанавливают приоритет электронной регистрации результатов оформления поверки и утверждения типов средств измерений, которая станет единственным юридически значимым подтверждением результатов метрологических работ, - рассказал руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии России (Росстандарт) Алексей Абрамов.

Переведем на понятный язык. Теперь по новым правилам инспектор, который делает поверку, обязан внести данные о вашем счетчике в специальную федеральную электронную базу - реестр «Аршин». Он может выдать вам и бумажную квитанцию со всеми данными о поверке, но нести их в управляющую компанию не надо. Коммунальщики сами будут брать данные о приборе учета из этой базы. Так, по крайней мере, прописано в новых правилах.

В связи с этим возникают вопросы. Первый: кто будет вносить данные в реестр?

- Конечно, это делать будет сам поверитель. Ведь у многих жильцов и компьютеров нет, да и Интернетом некоторые пользоваться не умеют, - пояснила заместитель начальника отдела государственного контроля и надзора в Мурманской области СЗМТУ Росстандарта Валентина Юрчак. - Поэтому людям волноваться не стоит. Данные поверителя ЦСМ в течение 10 дней вносит в информационный фонд. Но собственник жилья может самостоятельно зайти в систему «Аршин» и проверить, все ли сделано.

Бумажное свидетельство по просьбе собственника тоже оформят. Но оно теперь будет являться простой бумажкой и, по сути, может использоваться исключительно как справочная информация, как напоминание о том, когда надо снова делать поверку счетчиков.

Барьер для мошенника

Вопрос второй: для чего все это делается? Одна из целей - создание добросовестной конкуренции среди компаний, которые занимаются поверкой.

Сейчас управляющая компания может заставить жильцов заказывать поверку только у своей дружественной фирмы. И даже не принять данные «чужих» метрологов. Теперь у «управляшек» не будет такой возможности, они остаются совсем не при делах, могут только пользоваться данными из системы «Аршин».

Как уже говорилось, удобно будет и собственникам. В идеале, когда система заработает в полном объеме, запись, которую делает поверитель о счетчике, хозяин квартиры может увидеть на официальном сайте «Аршина».

Метролог будет обязан внести данные в течение суток. В идеале - сразу, как только проверил прибор учета, не выходя из квартиры. А хозяин может убедиться, что запись внесена в реестр, указав на сайте в строке поиска заводской или инвентарный номер средства измерения. Там же можно узнать дату следующей поверки.

И самое главное, как считают разработчики новых правил, электронная система нужна для борьбы с мошенниками, которые зарабатывают на доверчивых гражданах, навязывая внеочередные поверки владельцам квартир.

Как это происходит сейчас. В почтовом ящике оказывается грозное послание с печатями и наименованием якобы серьезных организаций, следящих за поверкой счетчиков. В тексте предостережения: «Если вы не замените счетчик, не проведете поверку, будете платить за воду, свет и газ по повышенным тарифам». И тут же приводятся пугающие суммы счетов.

Люди верят, вызывают специалистов по указанным телефонам. Те приходят, меняют исправный счетчик или делают поверку, не имея на это никакого права, выдают квитанцию, за работу берут приличные деньги, а взамен выдают квитанцию, которая, по сути, является филькиной грамотой. Потом уже оказывается, что у «фирмы» лицензии на эту деятельность нет. Или вообще юридически она не зарегистрирована, этакая «Рога и Копыта» - ищи-свищи ее потом по несуществующим адресам. А потом приходит время настоящей проверки, и выясняется, что бумага, выданная мошенниками, незаконна.

Теперь, как предполагается, все изменится. У собственника всегда будет доступ к электронной базе, а мошенники просто не смогут внести в Росреестр свою электронную запись.

- Сегодня в Мурманской области имеют право проводить поверки только специалисты Центра стандартизации и метрологии, у этой организации есть соответствующая лицензия, а все сотрудники имеют служебные удостоверения, - пояснила Валентина Юрчак. - Никакие другие организации, ни управляющие компании поверку счетчиков делать не могут.

Правила новые, порядок - старый

Подведем итог. Новые правила поверки счетчиков вступили в силу с 24 сентября. Но есть одно «но» - в приказ Министерства промышленности и торговли РФ № 1815 «Об утверждении Порядка проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке» от 2 июля 2015 года изменения пока не внесены.

Поэтому в настоящий момент действует переходный период: после поверки хозяевам квартиры выдаются и бумажные свидетельства, которые, как и прежде, надо нести в управляющую компанию, а также, по новым правилам, данные измерений поверитель должен вносить в систему «Аршин».

Так что же делать? Если у вас срок поверки еще не истек, ничего не предпринимать. Уже выданные бумажные свидетельства продолжают действовать до указанного в них срока очередной поверки.

И даже если срок истек, можете сильно не волноваться. Из-за пандемии до конца 2020 года действует мораторий на поверку бытовых счетчиков.

В соответствии с ним управляющие компании обязаны принимать показания приборов даже с истекшим сроком поверки. При этом с жильцов не имеют права взыскивать неустойки, штрафы и пени.

А вот после нового года стоит обеспокоиться и проверить сроки поверок.

Гладко на бумаге?

Новые правила еще не работают, а уже вызвали большой резонанс. Еще бы, ведь они касаются абсолютно всех пользователей коммунальных услуг, всех, у кого дома газ, свет и вода. В любой электронной системе, особенно если она не обкатана, бывают сбои. А справится ли сайт, а не вмешаются ли хакеры, не пропадут ли данные? А то, может, с бумажками-то надежней было?

Росстандарт уже заверил, что система «Аршин» полностью готова к трафику и защищена от хакерских атак. Так ли это на самом деле, будет понятно со временем.

А пока специализированный сайт oschetchike.ru, обсуждая нововведение, провел опрос «Облегчит ли жизнь людям переход на электронные свидетельства поверок?». Лишь каждый пятый ответивший считает, что «давно пора это было сделать, ведь все-таки XXI век на дворе». Более 40 процентов согласны, что «идея правильная, однако в нашей стране все пойдет, как всегда, - будут сбои и путаница, и в результате пострадает потребитель». Каждый третий, изучивший новые правила поверки приборов учета, уверен, что нововведение является просто «очередным издевательством над людьми».