Этот и многие другие вопросы были вынесены на повестку дня круглого стола, посвященного капремонту многоквартирных домов, который прошел вчера в региональном центре ценообразования в строительстве. Обсуждались наиболее острые проблемы - ремонт объектов культурного наследия, энергоэффективный капремонт, предотвращение нарушений при проведении капремонта, взаимодействие сторон при проведении работ и другие. Но в одном и заказчики, и подрядчики были единодушны: интересы жителей должны стать главным критерием при выборе того или иного решения.

- Мы все хорошо понимаем, что это - животрепещущая тема для всех северян, - подчеркнула первый заместитель министра энергетики и ЖКХ Мурманской области Мария Бородина. - Пожалуй, нет сегодня в регионе ни одного дома и ни одной семьи, где не обсуждалась бы тема капитального ремонта. Его программа - самый масштабный проект модернизации жилищного фонда, который когда-либо проводился в Российской Федерации. Программа призвана качественно улучшить наш жилищный фонд и должна стать реальной антикризисной мерой. За период ее существования с 2013 года накопилось очень много вопросов, мы получили как положительный, так и отрицательный опыт, и именно принятие решений поможет программе не буксовать, а более уверенно двигаться дальше.
Круглый стол был подготовлен региональным правительством, областным минэнерго, фондом капитального ремонта многоквартирных жилых домов региона, самое деятельное участие в нем принимали как заказчики, так и подрядчики, а также проверяющие органы. Основная задача была проанализировать: почему в сфере капремонта у нас в регионе порой не ладятся дела и не находится взаимопонимание сторон.
- Основное, на что я рассчитываю, что у всех участников стола будет одинаковое понимание проблем, чтобы у нас не случилось серьезных разногласий, - сказал исполняющий обязанности генерального директора НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Мурманской области» Владимир Киселев. - Не думаю, что мы за время сегодняшней встречи сразу решим все проблемы, но хотя бы одинаково их будем понимать. А это уже важный шаг для того, чтобы в конце-концов достигнуть успеха.
Уже сегодня наблюдаются вполне ощутимые результаты реализации программы: с 2014 по 2016 год было проведено 533 капитальных ремонта многоквартирных домов и более 60 тысяч северян существенно улучшили условия своего проживания. Всего до 2043 года планируется проведение ремонта в 6317 многоквартирных жилых домах. На 2017-2019 годы запланирован ремонт в более чем 600 домах, в том числе предстоит замена 350 лифтов, у которых срок эксплуатации превысил 25 лет. Была также проведена большая работа по собираемости платежей в фонд капитального ремонта, сегодня в регионе она составляет около 80 процентов. Особое внимание правительством области уделяется качеству работ. Установлен многоступенчатый уровень контроля, хотя вопросов до сих пор остается немало, как и проблем, которые нужно решать незамедлительно. Участники круглого стола отметили, что требуется также совершенствование нормативной базы.


Тревогу вызывает ситуация с домами, имеющими статус объекта культурного наследия. Сегодня в Мурманской области таковых немало. С их ремонтом тоже не все просто. Во-первых, в регионе нет лицензированных компаний, которые смогли бы взяться за такого рода работы. Подрядчиков приходится искать либо в Петрозаводске, либо в Санкт-Петербурге (это самая ближняя география). Во-вторых, прежде чем начать ремонт, нужно подготовить его проект и согласовать документацию. Пока в регионе всего две организации, способные за это дело взяться. И еще проблема: не все жильцы «исторических» домов согласны на проведение в их квартирах работ, входящих в программу капитального ремонта. Кстати, это касается не только объектов культурного наследия. В обычных многоквартирных домах, приступая к капремонту, подрядчики также постоянно сталкиваются с нежеланием собственников пускать их в отремонтированную своими силами квартиру. Традиционный резон такой: «Вы всю мою итальянскую плитку выломаете, и кто восстанавливать будет?! Не вы? Я вас не пущу!». У кого-то в ванной немыслимой дороговизны евроремонт, у кого-то установлен водонагреватель, который также нужно будет демонтировать. На круглом столе эту проблему пытались решить в рамках диалога.
- Могу предложить один из вариантов, - высказался начальник управления формирования и реализации политики в области энергетики и жилищно-коммунального комплекса профильного регионального министерства Дмитрий Латышев. - План капремонта по каждому дому уже сформирован, понятно, где и когда работы будут выполняться, а значит, сотрудникам управляющих компаний или ТСЖ надо проводить поквартирный обход, опрашивать граждан, возможно, даже получать с собственников их согласие под подпись.
- Мы, выполняя работы по замене коммуникаций, постоянно сталкиваемся с проблемами допуска в квартиры, - отметил руководитель одной из подрядных организаций Сергей Алексеев.- Практически в каждом муниципалитете это случается. Где-то вопрос решается положительно, за счет инициативных собственников жилья, а где-то он вообще никак не решается. Мы постоянно поднимаем этот вопрос перед заказчиком, ищем какие-то точки соприкосновения, но единого мнения до сих пор нет. С одной стороны, Конституция РФ гарантирует неприкосновенность жилища. С другой, у нас в стране уже есть судебная практика в отношении допуска к общедомовому имуществу.: практически все суды обязывают собственников его обеспечить. И еще, я считаю, обязательно надо привлекать к работе и управляющие компании.
Способы решения многочисленных проблем на круглом столе обсуждались самые разные. Заказчики и подрядчики старались найти общий язык, представители Госжилинспекции рассказывали о методах борьбы с недобросовестными УК. Но все специалисты сошлись в одном: необходимо наладить эффективное взаимодействие между всеми действующими лицами этой масштабной программы - капитального ремонта жилья в области: от собственников жилья до непосредственных исполнителей работ. Только тогда можно избежать пробуксовки в реализации столь нужного всем нам дела.