Никель и Печенгу посетила областная межведомственная комиссия, чтобы проверить подготовку объектов жилищно-коммунального хозяйства к предстоящему отопительному периоду.

- Промывка, опрессовка, расчет гидравлических режимов дают значительную экономию по теплу и обеспечивают безопасность, - об этом неустанно напоминал, выступая перед ответственными лицами проверяемых территорий, замминистра энергетики и ЖКХ Мурманской области Владимир Полиэктов.

Ему в ответ согласно кивали головами. Но Владимир Иванович подкреплял азбучность своих высказываний совсем свежими примерами, напоминая о двух авариях, когда в прошлый отопительный сезон были разморожены жилые дома в населенных пунктах Протоки и Алакуртти. Промывка систем там проводилась некачественно, все трубы были забиты грязью. В результате, когда случилась авария, быстро спустить теплоноситель не удалось. И счет размороженных домов вместо одного пошел на десятки.

К двум очевидным истинам - промывке и опрессовке - Полиэктов добавил и третью - обучение персонала. Ведь именно от профессионализма работников, проявленного в критической ситуации, зависит безопасность населения. И пример соответствующий тоже привел на эту тему, когда, казалось бы, невинный кратковременный перебой в электроснабжении привел к крупной аварии в котельной Кандалакши. Неграмотные действия при повторном включении электроэнергии вызвали сильнейший гидроудар, порвало часть сети, пострадали дома. Последствия устраняли 14 часов. Как говорится, налицо человеческий фактор. Но ведь для того и обучение персонала проводится, чтобы негативные последствия этого фактора были минимальные.

Немаловажный вопрос, который был поднят на совещании в администрациях Никеля и Печенги, - это собираемость платежей населения за услуги ЖКХ. Прозвучавшая цифра - 58 процентов в Никеле, обескураживает.

- Хорошо, что я сидел, поэтому не упал, - признался после услышанного Владимир Полиэктов.

И дальше в ответ на все жалобы - что слишком низкая зарплата у работников котельной, что они уходят и работать некому, напоминал про эти 58 процентов. При такой собираемости по-другому и быть не может, подчеркивал он. Надо с населением работать, чтобы зарплаты были повыше и люди не уходили, должно быть не менее 95 процентов сбора платежей.

Все обсуждения в администрациях обоих городов происходили после посещения комиссией объектов ЖКХ. Была осмотрена котельная Никеля, где члены комиссии заглядывали в нутро вскрытых после зимы котлов, интересовались, как идет их ремонт, как выдерживаются графики. Затем посетили центральную районную больницу, где также были жалобы на нехватку технического персонала и маленькие зарплаты. Но к зиме надо готовиться, невзирая ни на какие трудности. И требуемые манометры и термометры должны быть на местах, так же как и соответствующе обученный персонал.

Были осмотрены две котельные Печенги, одна - обслуживающая 4 жилых дома на 19-м километре, вторая - 8 жилых домов микрорайона «Стадион».

Котельные хорошие, но, как объяснил причины, по которым заглянули именно сюда, Владимир Полиэктов, проблема в том, что принадлежат они министерству обороны, и организация, которая их обслуживает, уходит с этого рынка. Кто ее заменит - пока неясно.

Правда, в разговоре, состоявшемся за круглым столом в администрации Печенги, принимали участие и представители управляющей компании ведомственного жилфонда министерства обороны ОАО «Славянка». В прошлом году на подобных заседаниях от минобороны никто не присутствовал, и соответственно никаких планов о подготовке к зиме жилого фонда военных областная комиссия не видела. - В этом году есть планы, есть доклад «Славянки», - делится своими впечатлениями Владимир Полиэктов. - Судя по всему, положение особой тревоги не вызывает, но под контролем держать все равно будем. Заглянем по результатам нынешней проверки в августе еще раз в Никель, а заодно и в Печенгу.

Замминистра напомнил представителям обоих муниципалитетов - со следующего года они сами должны будут составлять программы по подготовке к зиме и получать под их выполнение субсидии от областного бюджета. Деньги будут, но под реальные вещи.

И вот еще на что обращали внимание члены комиссии, разговаривая с представителями управляющих компаний. Какие бы планы и программы ни строились, сколько бы денег под них ни выделялось, пока каждый житель города, поселка не будет сам заботиться о сохранении тепла в своем доме, ни экономии его, ни, соответственно, снижения тарифов не будет. Ведь важным в борьбе с холодом становится все, даже наличие, казалось бы, такой мелочи, как пружина на дверях в подъезд. Есть пружина, подъезд закрыт, тепло сохраняется. А если дверь нараспашку, то, извините, и кошелек нараспашку. То же касается окон в подъезде. Да что там в подъезде! Бывает, жалуются жильцы, что у них в доме холодно, топят, мол, плохо. А у самих окна не утеплены, сквозняки по всей квартире гуляют. Как же не мерзнуть?

Так что к зиме специалисты пусть делают свое дело - качественно и в срок. Ну а жильцы должны не только о собственных квартирах позаботиться, но и хозяйским взглядом оценить свой подъезд. Потребовать с управляющей компании такого обслуживания, чтобы, закрыв за собой дверь своего дома - своей крепости, человек чувствовал себя защищенным от всех климатических невзгод.

Галина ДВОРЕЦКАЯ. Печенга - Никель - Мурманск.