- Если тарифы устанавливает областное правительство, почему в этот процесс вмешивается Москва?

Галина Трифонова, Мончегорск.

- Да, тарифы устанавливаются управлением по тарифному регулированию правительства Мурманской области. Но предельные их уровни раньше устанавливались и контролировались Федеральной службой по тарифам (ФСТ) согласно федеральному законодательству. Она выпускала ежегодно распоряжение о предельном росте тарифов на тепловую энергию, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение по каждому региону. В прошлом году этот порядок немного изменился, ФСТ такого распоряжения не сделала. Но правительство страны приняло решение о недопущении роста совокупного платежа за коммунальные услуги для граждан более чем на 12 процентов. Федеральное правительство составляет прогнозы социально-экономического развития каждого региона и так или иначе осуществляет свой контроль. Хотя надо отметить, что с этого года законов федерального уровня, которые бы этот процесс регламентировали, не стало. Они все отменены. Скорее всего, федеральное правительство будет реагировать на рост платы за коммунальные услуги для граждан.

- У нас три дня нет горячей воды. В управляющей компании говорят, что имеют право отключать воду на неделю. Если это так, то кто такое придумал?

Александр Таранда, пенсионер, Мурманск.

- Есть постановление № 354, которым утверждены правила предоставления коммунальных услуг. В нем есть глава № 4 и приложение № 1. Эта глава определяет обязанности исполнителя коммунальных услуг. Там очень четко определено, какие параметры определяют качественное предоставление коммунальных услуг, их объем и т. д. И согласно этим правилам плановые, то есть для проведения плановых профилактических работ, отключения допустимы. Что же касается внеплановых, то допускается прекращение горячего водоснабжения на 8 часов суммарно в течение 1 месяца и на 4 часа - единовременно. При аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд. За каждый час превышения этих норм, исчисленных суммарно за расчетный период, в котором происходили отключения, размер платы за данную услугу снижается на 0,15 процента всей суммы начисленной платы. А вообще приложение № 1 очень полезно было бы иметь в каждой семье, чтобы контролировать качество коммунальных услуг. Как минимум, его следовало бы распечатать и повесить в каждом подъезде, чтобы жильцы могли с ним ознакомиться и знать свои права.

- Наша УК в прошлом году увеличила плату за квартиру и в этом тоже. Куда на это безобразие жаловаться?

Жанна, Мурманск.

- Если речь идет о плате за содержание и текущий ремонт общего имущества, то ее увеличение со стороны управляющей компании в одностороннем порядке - это нарушение договорных обязательств между собственниками МКД и исполнителем жилищно-коммунальных услуг, которым является УК. Жаловаться надо в Федеральную антимонопольную службу и в Роспотребнадзор по поводу нарушения законных прав граждан.

- Управляющая компания установила в подвале счетчик, а нам ничего не говорит. Какая ей от этого выгода?

Кириллова, Кола.

- Тут важно знать, коммерческий учет с помощью этого счетчика проводится или технический. Если речь идет о коммерческом, по которому начисляют плату, то по закону установку общедомовых приборов учета управляющая компания должна была согласовать с общим собранием собственников жилья. Но если этого не произошло, а счетчик тем не менее появился и его показания используются при начислении платы за тот или иной ресурс, то я считаю, что ничего страшного в этом нет. Потому что это выгодно не только УК, но и всем жильцам, проживающим в доме. Во-первых, они в результате платят не фиксированную сумму по нормативу, а по факту потребления, то есть сколько использовали, за столько и заплатили. Кроме того, имея счетчик, жильцы не попадут под тот рост нормативов на места общего пользования, который запланирован на 2013 год. А во-вторых, они имеют возможность понять, что им надо экономить и где это можно сделать. Надо только, чтобы в день снятия показаний коллективных приборов учета инициативная группа собственников имела возможность вместе с работниками УК снимать эти показания, чтобы контролировать расчет платы за ресурсы, использованные для обслуживания мест общего пользования в доме.

При техническом учете, данные которого не применяются при начислении платежей, компания может использовать счетчик, чтобы иметь представление, насколько фактическое потребление дома отличается от того норматива, который ей предъявляет ресурсоснабжающая компания.

- Почему показания счетчиков на электроэнергию и воду надо передавать в определенные дни?

Александр Анатольевич, Мурманск.

- С целью синхронизировать показания всех приборов учета, чтобы разница между ними была минимальной. Ведь расчет платы ведется исходя из показаний не только индивидуальных счетчиков электроэнергии и воды, но и общедомовых приборов учета. Для определения фактического потребления для мест общего пользования применяется специальная формула, в которой из показаний общедомового прибора учета вычитается сумма показаний индивидуальных счетчиков. А та разница, которая остается, распределяется между собственниками жилья в соответствии с количеством квадратных метров жилой площади и доли в общедомовом имуществе, которыми они владеют. Даты передачи показаний определены постановлением правительства РФ № 354, а также № 434 в части потребления электроэнергии. Это гарантирует более четкие и правильные расчеты.

- Я пенсионерка, живу одна. Что мне обойдется дешевле: платить по нормативам или по показаниям счетчиков? А то поставлю их, деньги большие потрачу, а платить стану больше. Может такое быть?

Виктория Понырева, Мурманск.

- Трудно сказать, что обойдется дешевле - платить по нормативу или по показаниям счетчиков. Это зависит от конкретной ситуации. Кто-то душу предпочитает ванну, у кого-то семья большая, стирки много, посуды и т. д. Бывает также, что человек живет один, но воды использует столько, сколько целая семья. А другой расходует немного. Сравнить, что для конкретной квартиры выгоднее, можно, только поставив счетчики. Но справедливее, безусловно, оплата по показаниям счетчиков.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ