Вот уже третью неделю в Кировске жители нескольких десятков домов моют посуду в подогретой холодной воде, а те, кто может, переключаются от греха подальше на водонагреватели: горячая вода из кранов идет мутная, серо-черного цвета. С трудом далось и подключение отопления: давление в теплосистемах домов удается отрегулировать с трудом. В общем перевод Кировска и близлежащих поселков на новую схему отопления - от Апатитской ТЭЦ вместо котельной ОАО «Апатит» - проходит не гладко. Чего ждать горожанам дальше?

Отопительный сезон в Кировске начался 25 сентября, а 1 октября главе города пришлось собрать у себя представителей управляющих компаний, «Хибинской тепловой компании» («ХТК»), а также ОАО «Апатит». Вопросы стояли остро: почему возникли проблемы с подачей тепла и почему качество горячей воды отчетливо отклоняется от нормы? Представители «ХТК» указывали на то, что это практически неизбежно при значительном объеме строительных и ремонтных работ. Напомним, что «ХТК», учредителями которой являются ОАО «Апатит» и ТГК-1, протянула четырнадцатикилометровую теплотрассу от Апатитской электроцентрали до Кировска. Общая протяженность трассы, уложенной в три нитки, составила 43 километра. Этот инвестиционный проект призван решить несколько масштабных задач: перевести город с мазута на более дешевый уголь, а также решить экологические проблемы города, страдавшего от мазутных паров, ведь центральная котельная расположена совсем недалеко от центра Кировска. Гарантирующим поставщиком на весь этот отопительный сезон остается ОАО «Апатит». Ожидания тех, кто рассчитывал на снижение тарифа на тепло, однако, не оправдываются (инвестиции в масштабный проект должны окупаться), но экономически это все равно выгодно городу - по крайней мере, тариф не будет повышаться, как это случилось бы, останься Кировск на «мазутной игле».

И все же на первых порах нужное для города дело обернулось негативом. «Работа по подготовке к зиме практически пошла насмарку», - говорили в конце сентября отцы города, имея в виду повсеместную засоренность узлов и труб всей теплосети грязью, которую принесла вода с новой теплотрассы. Тогда еще, судя по всему, никто не ожидал, что эта проблема станет столь долгоиграющей.

Правда, руководство ТСЖ, включающего несколько домов на улице Солнечной, больше всего пострадавшей от этой «грязной волны», сразу повело себя дальновидно: уже через несколько дней «черноводья» было отправлено обращение в Роспотребнадзор с просьбой оценить качество горячей воды, которая подается в их квартиры. Пробы были взяты на насосной станции, от которой идет водовод на этот микрорайон (а также еще на несколько в центре города).

В результате действительно было установлено существенное ухудшение качества горячей воды: мутность и содержание железа превышены примерно в два раза. В адрес ОАО «Апатит» Роспотребнадзором выдано предписание об обеспечении качества горячей воды в соответствии с гигиеническими нормативами, в отношении предприятия ведется административное производство. Предписание было выдано 9 октября, срок на исправление ситуации дан до 14 октября.

- Вода как была плохого качества, так и осталась, - говорит Елена Зайцева, председатель правления ТСЖ «Солнечная» (закоперщик экспертизы), к которой с вопросом о качестве воды я обратилась 15 октября. - Похоже, положение дел таким и останется вплоть до середины ноября, когда наконец весь муниципалитет будет переведен на новую схему. Мы подготовим акты и в свое время передадим заявку на перерасчет за некачественную услугу в Хибинскую энергосбытовую компанию, которая по агентскому договору собирает для ОАО «Апатит» плату за горячую воду и тепло.

В ТСЖ «Солнечная» семь многоквартирных домов, семьсот квартир. Управляющая компания, обслуживающая ТСЖ, по заявлениям жильцов начала оформление уже четырехсот актов об услуге ненадлежащего качества. Пока они не оформлены до конца, так как в акте должна быть указана дата окончания предоставления некачественной услуги. Начало отсчета идет с 26 сентября, какое число и даже какой месяц будет обозначать конец эпопеи, пока неизвестно.

Можно ли было избежать подобной ситуации, и с чем она все-таки связана? Заместитель генерального директора ОАО «ХТК» Александр Николичев подтвердил: дело в подключении новых сетей. 43 километра магистрального трубопровода от АТЭЦ до центрального теплового пункта в Кировске да плюс еще 12 километров реконструированных городских сетей были промыты в августе большим объемом воды, однако это не помогло. Хотя, как говорят специалисты, трубы везли в Кировск из Питера с закрытыми концами, в тентованных грузовиках.

Сейчас «Апатит» и «ХТК» одновременно с подключением остальной сети принимают меры по ее очистке: в низких точках теплосети, где может застаиваться грязная вода, ведется ее сброс, то же самое делается и на центральном тепловом пункте (ЦТП) на входе в город, производится чистка магнитных фильтров в ЦТП, отбор проб и постоянный мониторинг. «Скоро ситуация стабилизируется, и услуга будет надлежащего качества», - успокаивает кировчан руководство «ХТК».

Планировалось ли подключать город к новой схеме одновременно с началом отопительного сезона или, для того чтобы успеть все наладить, начинать нужно было раньше? «Вопрос трудный, - честно ответил Александр Николичев. - Работа ведь велась уже давно, целый год. Это соответствует плану. Сети мы начали промывать еще в августе, и, как видите, это не избавило от проблем».

- Все идет не так гладко, как хотелось бы, - констатирует исполняющий обязанности главы администрации города Андрей Звонарь. - Ежедневно энергетическая служба ОАО «Апатит» проводит у себя рабочие совещания с привлечением специалистов «ХТК», проектной организации, наладчиков, управляющих компаний, я тоже присутствую на этих совещаниях, чтобы держать руку на пульсе. В этой ситуации администрация города не может оставаться в стороне. Могу констатировать: все возможные меры по ее стабилизации предпринимаются. Пути назад все равно нет, к старой системе мы не вернемся.

Пока город лишь на одну треть подключен к новой системе отопления - от АТЭЦ, на две трети снабжение теплом идет от котельной ОАО «Апатит». Поэтапное переключение на новую схему продлится до середины ноября. Возможно, тогда наконец люди вспомнят, что значит вымыть посуду и принять душ без опаски.

Тем временем, как сообщили в администрации города, повторный анализ проб воды, проведенный Роспотребнадзором, показал, что качество горячей воды не улучшилось. В связи с этим 19 октября по предписанию надзорных органов от горячего водоснабжения в Кировске был отключен 101 жилой дом, куда подается горячая вода с насосных станций № 7 и № 3а. Отопление в квартиры по-прежнему подается по общей схеме. Роспотребнадзор рекомендовал также на время прекратить работу городского бассейна, что, впрочем, городские власти уже сделали за два дня до этого. Такое положение дел продлится до признания воды соответствующей гигиеническим стандартам.

Для исправления ситуации ОАО «Апатит» ежечасно подает в сеть 600 кубометров чистой воды (при общем объеме сети в 8 тысяч кубометров), таким образом за полсуток вода в городском трубопроводе полностью обновляется. Источник загрязнения, однако, до сих пор не определен. Ситуация находится на контроле как надзорных органов, так и муниципальных и областных властей.

Зоя КАБЫШ, Кировск.