Коммунальные услуги у нас принято критиковать, и есть за что. Но если из кранов в доме течет горячая и холодная вода, греют батареи, легким движением руки зажигается свет, а во дворе нет куч из обглоданных костей мамонта или куриных лап - вы явно живете не в пещере и не на отдаленном от цивилизации хуторе. Если бы обитали там, без упомянутых благ, то и расходов на коммуналку не требовалось бы. А так, что поделаешь, приходится ежемесячно опустошать кошелек.

Расставание со своими кровными, надо признать, многим жильцам дается нелегко. Однако, как ни странно, именно пенсионеры и другие малообеспеченные граждане являются самыми аккуратными плательщиками. Почему в городах и селах растут долги за коммуналку, можно рассуждать долго. Бывают ситуации, когда человеку или целой семье не удается выбраться, например, из кредитных пут, а бывает, что квартиросъемщик не оплачивает услуги по принципиальным соображениям: мол, тут недогрели, там недоубрали. Короче, фигушки вам, а не денежки мои.

В первом случае стоит договариваться с управляющей компанией, там ведь тоже люди работают - помогут решить вопрос о поэтапном погашении долга. Во втором - направить критические потоки в надлежащее русло. Допустим, поведать о наболевшем прокуратуре или обратиться в суд. А самый верный путь - участвовать в обустройстве жилкомхоза на общих собраниях собственников жилья. Хотелось добавить «активно участвовать», но, пожалуй, ограничимся хотя бы голосованием за то или иное предложение УК. «Управляшек» можно и нужно - закон это позволяет - контролировать. А коли компания нечиста на руку и собственный карман с ресурсным путает - гнать прочь. Благо сменить УК или, пуще того, создать собственное ТСЖ не возбраняется. Как говорится, своя рубашка ближе к телу. И активисты найдутся, если все жильцы дадут им кредит доверия и поддержат в работе.

Но мы ленивы, за что и бываем биты. Грезим отжившими мерками: вот приедет барин... Вместо него приезжает какая-нибудь структура со своими схемами по околпачиванию. Так, незабвенная УК «Жилкомсервис» пару лет назад многомиллионные сборы с оленегорских жильцов увела, денежки тю-тю. А ресурсникам в котельной перед печкой хоть шаманские ритуалы совершай - никак без угля топиться не желает.

- Сегодня долг перед ресурсоснабжающей организацией за потребленное тепло превышает 170 миллионов рублей, - констатирует Михаил Горшенин, директор МУП «Оленегорске тепловые сети». - Судимся с управляющими компаниями за возврат долгов, суды выигрываем. Но, как говорится, пока суд да дело, пока решение вступит в законную силу, проходит время, а средства для нормальной работы остро нужны в настоящем: для приобретения угля, ремонта оборудования и т. д. С ситуацией справимся только тогда, когда люди поймут, что ресурсники - не волшебники, на уговорах котельная работать не будет. Порядок в ЖКХ установится, когда жильцы начнут вовремя оплачивать услуги - другого секрета не существует.

Недавно в Оленегорске намечалась, скорее, намечталась, особо бдительными гражданами тревожная ситуация. С 21 по 23 октября понижались параметры теплоносителя.

- На колесах было 19 тысяч тонн угля, - поясняет Михаил Горшенин. - Он доставляется по железной дороге и первую его часть поставщики пустили по длинному маршруту. Мы понимали, топливо может подойти на двое-трое суток позже. Знаем, что под Беломорском и Кандалакшей товарняки сутки-другие стоят. Вот и подстраховались, понизив параметры теплоносителя в допустимых пределах, сохранив при этом санитарные нормы.

Как рассказывали члены комиссии по муниципально-жилищному контролю, нигде в квартирах, куда выезжали, не была зафиксирована температура ниже 18 градусов. Или так: в одной комнате +22, в другой + 18, но там не утеплено окно. Возможно, санитарная норма и кажется людям недостаточной, но мы должны ориентироваться на нее. Как только убедились, что состав с углем идет по Мурманской области и сбоя не будет, сразу подняли параметры. Вообще МУП «ОТС» часто вынуждено, как нищенка, протягивать руку, упрашивая в долг отпустить уголь. Если бы ресурсники владели достаточными средствами, проще было бы договариваться с поставщиками. Которые тоже считают свои деньги и боятся их не получить. Люди должны понимать эти простые вещи.

Зимовать в холоде не хочется - легкий испуг трех октябрьских дней это показал. Кстати, интересный момент: чуть что не так, оленегорцы, даже не позвонив в единую дежурную диспетчерскую службу, которая действует в городе, или в свою УК, сразу жалуются ресурсникам («вот вы сами с УК и разбирайтесь!»), мэру, а то и губернатору. Может, если лампочка перегорит, тоже к главе региона обращаться?

У МУП «ОТС» три основных потребителя: основная группа - это жилфонд опосредованно через УК и ТСЖ; объекты соцкультбыта и бюджетные организации; промышленные предприятия, самое крупное из которых - «Олкон». К сожалению, именно население является основным должником. Долгая зима вступила в свои права, и по мере того как будет крепчать мороз, понадобится все больше угля для местной печки. Люди работают, чтобы не допустить сбоев в отоплении города: продолжается затянувшийся из-за долгов ремонт оборудования котельной, не прекращаются переговоры с поставщиками топлива.

- Прогноз по углю таков, что даже с учетом повышения суточного расхода мы «перекрываем» Новый год, - говорит Валерий Федько, заместитель главы Оленегорска. - Но главное, от чего зависит благополучие отопительного сезона, - платежи населения. Не стоит об этом забывать.

Татьяна ПОПОВИЧ. Оленегорск.