Графа «Расходы на общедомовые нужды», или «ОДН», в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг стала уже привычной. Но до сих пор не все понимают, за что именно они платят и кому, как распределяются эти расходы между жильцами дома. В результате бытует масса вымыслов на эту тему, суть которых сводится к одному: нас всех обманывают. Давайте попробуем разобраться, справедливо ли это утверждение.

Что такое ОДН?

Напомним, что федеральный закон об энергосбережении требует наладить в каждом многоквартирном доме, где для этого есть технические возможности, строгий учет расхода коммунальных ресурсов. То есть все жилые здания - квартиры и нежилые помещения - должны быть оборудованы коллективными и индивидуальными приборами учета. Показания общедомовых счетчиков раз в месяц снимают специалисты управляющей или ресурсоснабжающей организации (в зависимости от того, какой способ управления домом выбран - УК, ТСЖ, ЖСК или непосредственное управление). Таким образом и определяется расход электроэнергии, тепла, газа и воды за прошедший месяц для всего дома. Затем из этого объема вычитают сумму расходов всех потребителей в доме. Полученная разница и есть тот объем ресурса, который тратится на общедомовые нужды. Между жильцами ОДН распределяется по формулам, указанным в постановлении № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам...».

Когда «стучать» не стыдно

Широко распространено мнение, что ОДН на электроэнергию - это плата за свет в подъезде, а на воду - за тот объем ресурса, который тратит уборщица на мытье лестничных клеток и маршей. Чаще всего именно поэтому людей возмущают цифры на оплату ОДН, которые они видят в квитанции.

- Не может уходить столько воды на уборку подъезда! - негодуют некоторые наши читатели, жалуясь в редакцию «Мурманского вестника» на чрезмерные, по их мнению, счета, которые им выставляют управляющие компании или ресурсоснабжающие организации. - И общие лампочки тоже не накручивают столько электричества, сколько нам пишут в платежках!

Каждый жилой дом - это сложная инженерная система. Электроэнергию потребляют не только лампочки в подъездах, но и лифты, домофоны, усилители антенн, системы видеонаблюдения (там, где они есть), оборудование интернет-провайдеров, автоматика систем водо- и теплоснабжения. Специалисты утверждают, что чем старше электросети, чем больше в них так называемых скруток, тем больше потери ресурса. Нередки случаи, когда кое-кто из жильцов подключается к общедомовым электросетям. Если управляющая компания, ТСЖ или ЖСК этот фокус «прохлопают», то расплачиваться за электроэнергию, потребляемую хитроумным умельцем, будут все жители дома, ОДН у них возрастет. В свою очередь, ОДН на воду - это не пара ведер на уборку. Вода тратится на обслуживание придомовых территорий, на промывку системы теплоснабжения при подготовке к зиме. Опять же, если УК недобросовестно подходит к обслуживанию водопроводных сетей, то все утечки будут увеличивать ОДН. Именно поэтому в интересах жильцов сообщать о случаях воровства электроэнергии своей УК и не проходить равнодушно мимо ручьев непонятного происхождения, текущих откуда-то из недр дома.

Обман не впрок

Многие северяне убеждены, что организация, управляющая их домом, намеренно завышает показания общедомовых приборов учета, чтобы собрать с жильцов побольше денег. И было бы нелепо утверждать, что этого не может быть в принципе. Недобросовестные УК, цель которых - собрать побольше денег с жильцов, а затем исчезнуть, могут позволить себе такое в расчете на пассивность людей, их неорганизованность или неграмотность в сфере жилищного права. Но приписки достаточно легко обнаружить.

В компаниях, которые дорожат репутацией, подобные аферы не практикуются. Дело в том, что снятые показания общедомовых счетчиков фиксируются управляющей организацией в соответствующем журнале, а затем передаются поставщику услуг. И не просто передаются, но при этом оформляется соответствующий акт, который подписывается обеими сторонами и служит основанием для выставления счетов.

Правильность передачи показаний общедомового счетчика также периодически проверяет ресурсоснабжающая организация. Кроме того, сведения об общедомовом расходе должны быть указаны в каждой квитанции в качестве справочной информации. Так что, если у кого-то из собственников жилья возникнут сомнения в правильности начислений за ОДН, он вправе потребовать от своей управляющей организации все необходимые показания приборов учета. Если же та не реагирует на заявления, можно обратиться к поставщику услуг и узнать, соответствует ли заявленный в квитанции расход фактическому положению дел.

Каждый платит за себя

Довольно часто в слишком больших платежах за ОДН люди винят должников и тех, кто не передает показания счетчиков. Вот это действительно стопроцентный миф. И, как ни странно, возник он во многом благодаря некоторым работникам управляющих компаний, которые зачастую отделываются от недовольных жильцов именно такими объяснениями. Дескать, мы тут ни при чем, скажите спасибо своим недисциплинированным соседям.

Это должно насторожить собственников квартир. Если причина такого поведения - элементарное нежелание утруждать себя подробными объяснениями или недостаточная компетентность, это, конечно, плохо, но, как говорится, не смертельно. Гораздо хуже, если истинная причина возросших платежей кроется в плохом состоянии общедомовых сетей и уклонении УК от их ремонта. Расплачиваться за это приходится потребителям коммунальных ресурсов.

Что же касается неплательщиков, то показания счетчиков по-прежнему учитываются, даже если у жильца огромный долг. Если же человек - является он должником или нет - не передал показания приборов учета, то его плата за потребленный ресурс рассчитывается исходя из среднемесячного потребления не менее чем за последние полгода. При непредставлении показаний счетчиков более 6 месяцев подряд ему выставят норматив. Нулей в квитанциях ни у кого не будет. Каждый платит только за себя.

Несправедливо... но ненадолго

А вот кто действительно платит «за того парня», так это... жильцы квартир, оборудованных счетчиками. А расплачиваются они за тех, у кого этих счетчиков нет. Но тут все зависит от вида ресурса, интенсивности его использования, величины норматива и количества незарегистрированных жильцов. Поскольку практически 100 процентов нашего жилого фонда обеспечено индивидуальными приборами учета электроэнергии, в отношении нее подобные ситуации исключены. Нормативы на газ и воду, как правило, рассчитаны с хорошим запасом, поэтому если халявщиков немного, то кошелькам законопослушных граждан они не нанесут значительного ущерба. Но, к сожалению, бывает и наоборот. И касается это в основном воды.

В наших домах совсем нередка ситуация, когда в квартире зарегистрирован один человек, а проживает целая семья. Счетчики ей ставить, естественно, невыгодно. В результате хозяин платит по нормативу только за себя. Остальная вода, которая льется в этой квартире, попадает в общедомовой расход и распределяется между всеми жильцами в качестве ОДН.

Правда, самому «нормативщику» тоже начисляют плату за общедомовое потребление ресурса, поэтому ОДН вырастет и у него. Но это слабое утешение для соседей. Особенно если таких «одиноко прописанных» отцов семейства в доме несколько. Бороться с ними практически невозможно. Пока. А с наступлением нового года таким собственникам жилья будут начислять нормативы с повышающим коэффициентом. И повышаться они будут периодически до тех пор, пока в квартире не появятся счетчики. Так что в недалеком будущем и «ОДН за того парня» тоже превратится в миф.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ.