На Мурманском радио стартовал совместный проект ГТРК «Мурман» и газеты «Мурманский вестник». В общем-то, передача «Факты и комментарии» знакома слушателям, но теперь она несколько изменила формат. Теперь вопросы гостю задает не только журналист радиостанции Ирина Елизарова, но и сотрудник нашей газеты. Первая такая программа посвящена проблемам и переменам в сфере, которая непосредственно касается каждого из нас, - ЖКХ. А отвечала на вопросы главный государственный жилищный инспектор Мурманской области Алена КУЗНЕЦОВА.

- С 1 мая управляющие компании, не получившие лицензию, не будут допущены к управлению многоквартирными домами. Для того чтобы получить лицензию, в числе прочего директора УК должны пройти аттестацию. Скажите, а в Мурманской области хотя бы одна лицензия выдана?

- Пока нет. Но и во всей стране их пока выдано лишь 17. Чтобы получить этот документ, УК должны выполнить все лицензионные требования. В том числе и требование относительно квалификационного аттестата руководителя. Этот этап проходит достаточно активно: более 80 человек заявились, 26 - прошли аттестацию. А вот в части раскрытия информации о компаниях ситуация несколько хуже. Информация должна быть размещена на сайте самой УК либо органа местного самоуправления. Она необходима, чтобы заставить компании максимально полно исполнить лицензионные требования. Чтобы жители могли почерпнуть все сведения, включая финансовые, которые касаются их конкретного многоквартирного дома.

- А сколько у нас в области управляющих компаний?

- По сведениям муниципалитетов, было 118. Но в процессе лицензирования мы заново пересчитали и выяснили, что сейчас их 154. Это очень хорошо, что многие УК, как говорится, вышли из тени. А то некоторые жители даже собственную управляющую компанию не могли найти.

- Алена Александровна, допустим, я директор УК. Мне необходимо пройти аттестацию. Как это сделать?

- Очень просто: нужно подготовиться и сдать экзамен - компьютерное тестирование. Минстрой официально утвердил двести вопросов. Из них случайным образом выбираются 100, и на 86 экзаменуемый должен ответить правильно. У нас в области процент довольно высокий, много стобалльников. Люди готовятся серьезно.

- Это похоже на ЕГЭ...

- Да, действительно, требования точно такие же. В ходе экзамена подручными средствами нельзя пользоваться. Участники сдают мобильные телефоны и так далее... Итак, тест руководителем пройден, квалификационный аттестат получен. Дальше наша работа - проверить, полностью ли эта управляющая компания раскрыла информацию о себе и достоверна ли она. Это самое сложное.

- Были ли случаи отказа в выдаче лицензии?

- Пока нет. Проверки все - в процессе. У нас есть вопросы, касающиеся размещенной на сайте «Реформа ЖКХ» информации от управляющих компаний. Мы не спешим с выдачей лицензий, а добиваемся выполнения всех необходимых требований. Хотя, кстати, жалоб от людей на раскрытие информации поступает мало. Мы, по сути дела, сами себе искали работу весь прошедший год. При этом нельзя забывать, что лицензирование проходит в достаточно сжатые сроки. А у нас из 154 компаний заявилось 80. Мы стали обзванивать муниципалитеты, объяснять сложности, которые у них возникнут, если УК не пройдут лицензирование. С 1 мая это влечет за собой потерю права управлять домами. И тогда в течение 15 дней муниципалитет должен провести собрание собственников жилья. Если оно не состоялось, право управлять конкретным домом выставляют на конкурс. Все это процесс довольно трудоемкий.

- А с домом ничего за это время не случится?

- Муниципалитет назначит организацию, которая будет управлять им в промежуточный период.

- Как людям узнать, прошла их УК лицензирование или нет?

- Мы будем извещать. Такую информацию будут предоставлять муниципалитеты. Контрольная дата 1 апреля.

- А ТСЖ необходимо проходить лицензирование?

- Нет, и я считаю это правильным. ТСЖ - это собрание собственников. Его председатель не является должностным лицом, не занимается предпринимательской деятельностью, не является наемным работником. Для него это фактически общественная нагрузка. Лицензировать товарищество собственников жилья сложно да и не нужно, потому что это, по сути, самоуправление.

- А кто входит в состав лицензионной комиссии?

- Она состоит из пятнадцати человек. Состав формировался на основании рекомендаций Минстроя России. Вопрос этот рассматривался у нас объединенным общественным советом ЖКХ. Участники совещания долго думали, кто должен возглавить комиссию. Решили, что я - как начальник ГЖИ. Соответственно, в ней состоят также сотрудники Госжилинспекции - четыре человека, представители минэнерго и общественности - их шестеро. Последних набирали с большим трудом, хотя ожидали ажиотажа. Но такового не случилось. Ведь многие у нас думают, что общественная работа - это прийти и поругаться с властью. А вот если предстоит заниматься конкретными делами и отвечать за них - такой вариант не всех устраивает. Каждый член лицензионной комиссии несет ответственность за неправильные решения - ответственность в виде штрафа от 50 до 100 тысяч рублей. Мне кажется, состав нашей комиссии достаточно сбалансированный.

- За что может быть отозвана лицензия?

- Если управляющая компания дважды не исполнит предписания Госжилинспекции, то она теряет дом. Если у нее отозваны более пятнадцати процентов домов, происходит отзыв лицензии. Но обязательно в судебном порядке. А значит, УК может отстоять свою позицию в суде.

- Значит, если не доволен тем, как убирают твой подъезд, пишешь претензию - и с этого может начаться процесс отзыва лицензии?

- Может, хотя добиться его по такой причине малореально. А вот если речь идет, скажем, о ремонте подъезда - сроках и периодичности, тут уже мы обязываем УК провести необходимые работы.

- Жильцам видна внешняя сторона: уборка подъездов, территории, да и то не всегда. Но ведь главная часть работы, например, поддержание в рабочем состоянии инженерных коммуникаций, скрыта от их глаз. Как ведется контроль за ее исполнением?

- Вы правы: то, что на виду, - это десять процентов общей работы. Деньги же свои вы платите в первую очередь за то, чего не видите: за промывку инженерных сетей, эксплуатацию подвала, залатывание крыши, обслуживание лифта и многие другие действия, которые не очевидны. Даже проверка порой не видна: мы ведь не по квартирам ходим. Если случился прорыв инженерных сетей, спускаемся в подвал, там и разбираемся с проблемой.

- А вы говорите, жалоб мало...

- Уточню: жалоб именно на раскрытие информации. По всем остальным вопросам их огромное количество, в среднем - тысяча в месяц. Большая часть, к сожалению, - впустую. Люди, например, пишут: мне слишком много начислили за какую-то услугу, а квитанции на оплату к жалобе не прилагают. Или сообщают: холодно в квартире. Но в УК по этому поводу человек и не обращался, хотя она может помочь быстрее. У нас ведь даже работа аварийной службы расписана на две недели вперед - и когда мы к этому человеку попадем? Или другой поворот: нас вызывают - мол, дома холодно, примите меры. Вот только в квартиру - оценить ситуацию объективно - не пускают. И как человеку в такой ситуации помочь?

- Могут ли жители потребовать перерасчет услуг ЖКХ, если считают, что им оказывают некачественные услуги?

- Да, могут. Для этого следует сначала избрать совет дома. С актом, подписанным председателем этого совета и двумя потребителями, нужно обратиться в саму УК с требованием снизить стоимость.

- Какие организации осуществляют в нашей области и, в частности, в Мурманске общественный контроль в жилищной сфере?

- Центр общественного контроля ЖКХ. Он создается федеральным некоммерческим партнерством «ЖКХ-контроль». Такие центры организуются в каждом субъекте РФ. У нас есть объединенный общественный совет, который рассматривает проблемы ЖКХ. Задачи у центра обширные. Однако, чтобы их решать, необходимо финансирование, поэтому поднимается вопрос о выделении грантов. Конечно, есть люди, которые работают на общественных началах. Но если предполагается, например, создать горячую линию, вести прием населения, то маловероятно, что это удастся эффективно делать только на общественных началах.

- В чем ценность такого контроля?

- Это огромная помощь и населению, и нам. Ведь это взгляд с другой стороны - со стороны жителей. В том числе, и в плане оценки наших - или государства в целом - действий в сфере ЖКХ. Ракурс для нас неожиданный. И очень полезный и важный.

- Полезный в первую очередь информацией? Наказания ведь общественные организации, участвующие в таком контроле, накладывать не могут...

- Конечно, нет. Для этого есть надзорные органы. Но объединенный общественный совет, к примеру, у нас сейчас участвует в приемке домов после капремонта. Его представители могут высказать любые замечания. И комиссия рассматривает их - для того чтобы решить проблемы. Просто закрыть на них глаза, не заметить невозможно.

Записал Дмитрий КОРЖОВ