Однажды в самолете я услышала разговор двух сидевших рядом старших офицеров. «Я вот понять не могу, - обратился один из них к своему соседу, - почему мы вообще платим за воду?» «Вот именно, - подхватил другой. - Ее берут из озер, и берут, естественно, бесплатно. Тогда не понятно, за что мы-то все платим?» А действительно, за что?
- Я тоже частенько сталкиваюсь с подобным мнением, - отмечает заместитель председателя комитета по тарифному регулированию (КТР) Мурманской области Елена Стукова. - Для всех нас, жителей Заполярья, вода - это действительно прежде всего природный ресурс. Все эти озера, реки, ручьи, родники - богатство нашего края. А вот вода, которую мы потребляем в наших квартирах, является уже ресурсом коммунальным. Иными словами, водоснабжающие организации трансформируют природный ресурс в коммунальный. Если вода из родника достается нам даром, то водоснабжающие организации, осуществляя забор воды из рек и озер, платят государству водный налог. Ставка его ежегодно увеличивается в соответствии с Налоговым кодексом РФ. В текущем году ставка водного налога при заборе воды для нужд населения составляет 107 рублей за тонну. А для нужд прочих потребителей, которые не относятся к этой категории, 465 рублей. В 2018 году налог составит 122 рубля и 536 соответственно, а в 2019-м - 141 и 615 рублей. Для организаций эти рубли выливаются в миллионы. Так, водный налог в тарифах ГОУП «Мурманскводоканал» в 2017 году насчитывает 12,2 миллиона рублей, МУП «Североморскводоканал» - 7,5 миллиона, АО «Апатитыводоканал» - 17,4 миллиона рублей.
Но кроме водного налога стоимость воды складывается из расходов на заработную плату сотрудников, электрическую энергию, которую потребляет оборудование на водонасосных станциях. Рельеф нашей области достаточно сложный, и зачастую, чтобы добраться до потребителей, воде приходится подниматься в несколько этапов, на каждом из которых установлены насосы. Кроме того, природную воду нужно доводить до питьевого качества. А это опять же оборудование, реагенты, проведение лабораторных анализов. Качество питьевой воды контролируется постоянно. И сети надо поддерживать в нормальном состоянии. Процент их износа сегодня очень высокий. В некоторых населенных пунктах он доходит до 100 процентов. То есть требуется полная их замена.
- Это процесс долгий, а главное - дорогой, поэтому идет постоянный поиск источника финансирования замены старых трубопроводов на новые, - продолжила заместитель председателя КТР. - Заложить в тариф такие средства мы не сможем, это сделает плату за водоснабжение неподъемной для потребителей. Сегодня водоснабжающие организации выходят из положения, проводя текущие ремонты, латая трубы в местах, где износ носит критичный характер. И менять надо не только сети, но и насосы, потому что оборудование в основном старое, ему десятки лет. Да к тому же изначально оно было рассчитано на гораздо большие объемы потребления. Правительством области принята концепция обеспечения населения региона качественной питьевой водой, в ее рамках идет поиск частных инвесторов, которые могли бы взять на себя все эти расходы.
Вода в Мурманской области является одним из дешевых ресурсов. Цены на нее у нас самые низкие в Северо-Западном федеральном округе после Калининградской области.
- Средний тариф с июля 2017 года по нашему региону составляет 23,48 рубля за кубический метр, - уточнила Елена Стукова. - В Республике Карелии - 37,35 рубля, в Архангельской области - 34,03, в Республике Коми - 50,28, в Ленинградской области - 33,09 рубля. Однако и у нас есть населенные пункты, где стоимость воды достаточно высока. Это Туманный, Тулома, Кильдинстрой, Африканда, Корзуново, Зареченск и другие маленькие населенные пункты, находящиеся на периферии области, имеющие малый объем потребления, именно поэтому и тарифы там высокие. В таких муниципалитетах комитет вынужден устанавливать льготные тарифы, ниже экономически обоснованной величины. А разница от реализации услуг по льготным тарифам возмещается водоснабжающим организациям за счет средств регионального бюджета.
Планируемые расходы на компенсацию недополученных доходов на 2017 год составляют 134 миллиона рублей. Однако и на будущее КТР ставит перед собой задачу установления тарифов на воду с учетом соблюдения баланса интересов производителей и потребителей услуг, анализа особенностей каждого муниципального образования и необходимости обеспечения качественной и бесперебойной работы системы водоснабжения для жителей Мурманской области.