Зимний отопительный период движется к завершению. И хотя мы знаем, на какие сюрпризы способна погода в Заполярье, все же уже можно слегка расслабиться. Нынешняя зима в нашей области прошла достаточно спокойно. Никаких ЧП, связанных с длительным отключением отопления и подачи горячей воды не произошло. Предварительные итоги сезона прокомментировал министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области Владимир Гноевский.

- Конечно, окончательные итоги подводить пока рано, но все же хотелось бы знать, как северяне пережили эту непростую зиму. Ведь и наши коммуникации, и северная погода всегда полны сюрпризов. По большей части неприятных. Вот совсем недавно случилась авария на теплосетях в центре Мурманска...

- Надо отметить, что напряженно работали все службы, связанные с обеспечением подачи тепла: и энергетические, обеспечивающие бесперебойную подачу энергии, и службы тепло-, водоснабжения... В 2018 году у нас успешно включилась в работу новая компания, которая обслуживает инфраструктуру Министерства обороны - федеральное государственно-бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» (ФГБУ ЦЖКУ) Министерства обороны РФ ОСК по Северному флоту, которую возглавляет Владимир Владимирович Беливцев. Большое внимание качеству работы ФГБУ уделяет командование СФ и командующий лично. Для него нет мелочей в работе по оказанию услуг в гарнизонах. Раньше обеспечением комфортной жизни военнослужащих и населения в пунктах их дислокации занимались акционерные общества, и практически всегда случались неприятные сюрпризы и при эксплуатации объектов инфраструктуры Минобороны, и при оказании услуг жителям. Речь, в частности, о Печенгском районе, ЗАТО Видяево, Заозерске. А в этом сезоне наш новый партнер ФГБУ ЦЖКУ отработал хорошо. Сбоев с подачей тепла и водоснабжением нигде не было. И второе: у нас всегда были сложные отношения по взаиморасчетам с акционерными обществами, которые прежде заключали договоры с нашими предприятиями ЖКХ на подачу тепла, воды и электроэнергии, а новый партнер год закончил без долгов - 5,7 миллиарда оплачены за ресурсы. И наши энергетики довольны, поскольку смогли оперативно провести закупочные процедуры. Уже заключены контракты на 2019 год. При этом надо отметить, что учреждения бюджетные, и закупки они проводят по непростым требованиям 44-го закона. И у наших ресурсников, таких как «Мурманэнергосбыт», «Атомэнергосбыт», «Мурманводоканал» нет проблем с необходимостью через суд добиваться оплаты ресурсов - ведь не предоставлять услугу они не вправе, поскольку речь идет о населении и Минобороны. Поэтому и предприятие, о котором идет речь, и его руководитель заслуживают благодарности за прошедший год.

- Надо полагать, что не только ФГБУ ЦЖКУ заслуживает благодарности прежде всего потребителей услуг, поскольку в домах было тепло...

- В этом сезоне все структуры, обеспечивающие жизненно важные для населения услуги отработали хорошо. Последний пример - ситуация, произошедшая 19 марта. Без теплоснабжения остался весь Больничный городок и несколько домов в центре. Авария случилась в час ночи. Центральная ТЭЦ обнаружила, на каком луче случился прорыв, тут же перекрыла подачу тепла. В 4 утра уже нашли место повреждения. Уже к десяти повреждение было ликвидировано, трубопровод заварен. И к 15 часам все потребители тепла были подключены. Норматив, напомню, составляет 24 часа. А здесь коллектив сработал оперативно и профессионально. Сварщики работали поочередно. Важно отметить, что не вскрывалось дорожное полотно. Место прорыва - на выезде от гипермаркета «О,Кей» на улицу Шмидта, где движение очень интенсивное.

Энергетики эту зиму отработали стабильно, хотя была она непростая - ледяные дожди, штормовые ветра... Не допускались перебои с электроснабжением более 24 часов. Были случаи отключения в Североморске, Мурманске. Но все оперативно исправлялось и МРСК «Колэнерго», и «Оборонэнерго». То же и по теплоснабжению: нигде ремонтные работы не превышали суток. При этом о причинах отключения и ходе работ непременно информировалось население. Информация оперативно размещались на сайтах. Как я уже сказал, и наши партнеры из Минобороны оперативно подключались при необходимости к работам, если, к примеру, аварии случались в результате несогласованных действий сторонних организаций. Такое было, в частности, в Печенгском районе, когда при таких обстоятельствах было нарушено водоснабжение.

- То есть вы практически уверены, что наша нередко непростая весна не преподнесет сюрпризов?

- Думаю, что в плане обеспечения населения теплом и водой любой ее каприз не обернется неприятностями. Сейчас в большей мере внимание переключается на подготовку к следующему осенне-зимнему периоду. Уже в апреле будет подписано соответствующее постановление, в эти же сроки предприятия завершат формирование планов капитального и текущего ремонта, вновь начнет работу областная комиссия по подготовке к зиме жилищно-коммунального комплекса.

- На что прежде всего необходимо будет обратить внимание в ходе подготовки к следующему отопительному сезону, какие болезненные точки выявил этот?

- Прежде всего это Заозерск. Но там сейчас уже сформированы местные органы власти. Думаю, в этом году мы выполним там все необходимые работы и получим паспорт готовности. Котельную там эксплуатирует наше областное предприятие «Мурманэнергосбыт». Мы будем ее переводить с дорогого флотского мазута на сотый, чтобы снизить нагрузку в первую очередь на областной бюджет. Ведь население независимо от реальной стоимости платит средний по области тариф, а остальное ложится на региональный бюджет. Это и прежде были немалые средства. А с ростом цен на топливо они значительно возросли. В общей сложности сумма около десяти миллиардов рублей.

- Меняется ли ситуация с платежами населения?

 - Практически нет. Средний показатель по области 92-93 процента. Это чуть ниже, чем в среднем по России. Но тут надо учитывать, что в ряде мест средней полосы, где преобладает сельское население, и услуг-то никаких нет. А у нас 99 процентов северян живет в многоквартирных домах. К тому же и в городах средней полосы и юга потеплее, и отопительный сезон короче, и цены для населения на коммунальные услуги ниже. Да и у нас в разных муниципалитетах по-разному: где-то и до 98 процентов собираемость, а есть и 87 в поселках Кольского района, например, где работы нет. Правда, есть и такие, где градообразующие предприятия работают, а цифры собираемости ниже среднеобластных: в Кировске, к примеру, в Мончегорске... В Мончегорске, кстати, перешли на прямые платежи, а собираемость при этом упала до 80 процентов. Разбираемся с ситуацией. В этом плане есть над чем работать, и многое делается... Практически все долги у нас отсужены, идет работа приставов. Но, как правило, у серьезных должников им и взять нечего. Тем не менее и работа с населением ведется постоянно.