Вчера гостем пресс-центра «Мурманского вестника» была начальник Государственной жилищной инспекции Мурманской области Алена Кузнецова. Она рассказала собравшимся о последних изменениях в законодательстве, касающемся оплаты ЖКУ, с 1 января 2017 года, ответила на вопросы.

Приближается пора отпусков, как напомнила Алена Кузнецова, и те, у кого не установлены индивидуальные приборы учета, уже не смогут произвести перерасчет за время своего отсутствия. С 1 января перерасчет может быть произведен только там, где счетчик поставить невозможно, что должно быть подкреплено соответствующим актом. Для этого надо обратиться в свою управляющую компанию.
Изменились и условия подачи жалоб. Только поступившие на сайт госуслуг электронные обращения с жалобами принимаются во внимание и подлежат проверке. Обращения на все другие сайты госорганов и различных организаций не являются основанием для проверки. Алена Александровна объяснила, что госорганы просто завалены жалобами, в том числе необоснованными. Так, например, в 2016 году из одного только Североморска поступило около 500 жалоб на холодные полотенцесушители летом. Они всегда были холодные и в Мурманске, и в других городах, кроме, пожалуй, Мончегорска, где полотенцесушители запитаны на горячую воду, а не на систему отопления, как в Североморске, Мурманске и других городах. Послание в письменном виде можно отправить и по почте или принести его лично в офис на Карла Маркса, 18, первый этаж. В 2016 году всего поступило 13,9 тысячи обращений в ГЖИ от населения.
Они касаются претензий к управляющим компаниям и ТСЖ, правомерности выбора УК, расчетов за коммунальные услуги, незаконной перепланировки у соседей, а также затруднений в получении информации о деятельности УК и ТСЖ.
Как предупредила главный государственный жилищный инспектор, отныне, если суть жалобы не подтвердится, факты нарушения не будут зафиксированы, с ее подателя может быть востребовано возмещение затрат на проверку. Прецедентов пока нет.
На что конкретно жалуются сейчас? На снег, сосульки, крыши. Зима была как никогда снежная, оттепели сменялись заморозками, на кровлях скопился тяжелый слоеный снег. Пригревающее днем солнце вызывает таяние и сход. Так недавно сошел снег с крыши дома № 7 по улице Карла Маркса в Мурманске. Крыша там в хорошем состоянии, скатная, снег сошел как раз с двух сторон - и на улицу, и во двор.
Ситуация неприятная, к счастью, никто не пострадал. ТСЖ всегда содержало этот дом в порядке, никто не жаловался, и вдруг такое. До этого крыша была почищена там, где можно. Но почистить ее во всех местах по технике безопасности нельзя. Приходится признать, что такие ситуации, к сожалению, происходят.
Есть случаи схода снега с фрагментами ограждений крыши. Такого раньше не было. Но в эту зиму, как уже говорилось, снега все-таки очень много. Поэтому к крышам сейчас большое внимание. Когда поступают сводки по температурным графикам, ГЖИ собирает управляющие компании, консультирует, направляет информацию в муниципалитеты.
Поступают жалобы и по сосулькам. Также уже есть жалобы на текущие крыши. Опять же, как уже было сказано, снег тяжелый, мокрый, его много, под его тяжестью крыши могут повредиться.
- В этих случаях мы сразу обзваниваем управляющие компании, выходим на проверки, - сообщила Алена Кузнецова.
Ну а в апреле, когда все начнет активно таять, ожидаются жалобы по залитым подвалам.
Алена Кузнецова отметила, что большим достижением за последние два года стало снижение количества нарушений в части расчетов с населением. Так, значительно уменьшилась доля жалоб на двойные квитанции. Если раньше от этого страдали жители почти 200 домов, в основном в Мурманске, то в 2016 году в 20 раз меньше - 10 домов.
Очень малое количество ошибок по начислениям, нет нарушений по расчетам, перечисляет глава областной жилинспекции. Кстати, изменения в законодательстве с 1 января касаются и защиты потребителя в случае ошибочного начисления. Если проведенная проверка подтверждает ошибку, сумма не только должна быть возвращена, но еще и назначается штраф в пользу потребителя в размере 50 процентов от суммы.
Алена Кузнецова ответила также на вопросы представителей СМИ, касающиеся тех же крыш, способов подачи жалоб в конкретных ситуациях. На вопросы от жителей области, которые поступили в адрес редакции, жилищная инспекция ответит только после того, как разберется в каждом случае, получит документально подтвержденные ответы на уточняющие вопросы.