На этой неделе состоится одна из самых ожидаемых премьер - выходит «Капитан Марвел», бог знает какой по счету комикс-блокбастер от Стэна Ли. По расчетам голливудских маркетологов, «Марвел» станет коммерческой бомбой, сорвав куш в мировом прокате, в первую очередь (если исключить «родные» США) за счет Китая. Судя по восторженным отзывам первых смотревших, расчеты оправдаются.

Сюжет «Капитана» рассказывать нет смысла - очередной супергерой из далекого будущего, только женского пола. Есть, правда, некоторые тонкости. В первую очередь - сама Кэрол Денверс, Капитан Марвел, если не в комиксе, то в фильме точно, списана со знаменитой Элен Рипли, лейтенанта из «Чужих» (16+). Причем исполнившая роль Марвел Бри Ларсон (ранее она играла в малобюджетном кино; это ее первая главная роль в блокбастере) подражает не столько самой героине Сигурни Уивер, сколько сложившемуся в умах фанатов образу. Подражание это зашло настолько далеко, что Бри Ларсон стала изображать крутую феминистскую героиню и в жизни.

Второе - Бри Ларсон не единственное приобретение «Капитана Марвел» от параллельного Голливуда. Режиссеры ленты, Анна Боден и Райан Флек - они всегда работают вместе, ранее снимали либо малобюджетные ленты (бывшие постоянными гостями фестиваля в Сандэнсе), либо телесериалы (самый известный - «Миллиарды» (18+), для NBO). То есть при удачном раскладе «Вселенная Марвел» получит не только еще одну яркую героиню, но и обновленную эстетику, заимствованную у американского независимого кино.

«Тень» (16+).

По любопытному совпадению вместе с голливудским «Марвелом» в наш прокат выходит… китайский «Марвел»! Не то что бы китайцы пересняли какой-то комикс Стэна Ли: просто в тамошнем кино есть аналогичная по сути киновселенная - Троецарствие. Источник - классический китайский роман XIV века о вполне реальном периоде «смутного времени». Во всем остальном - супергерои (волшебники и богатыри), суперспособности (магия и боевое искусство), инопланетяне (волшебные существа) - Троецарствие ничем от «Марвела» не отличается. Уступает, правда, по масштабам - пока.

Именно к этой вселенной принадлежит китайский историко-приключенческий блокбастер «Тень». Снят он с колоссальным размахом местным живым классиком Чжаном Имоу («Великая стена» (12+), «Дом летающих кинжалов» (12+). Критики отмечают изобразительное решение - Чжан Имоу снял «Тень» в лаконичном цветовом стиле китайской гравюры.

Фабула «Тени» вторична - военачальник, его двойник, заговоры, поединки, сражения и различные роковые случайности: когда-то такими фильмами прославился Акира Куросава. Но, как и во многих современных блокбастерах, главное здесь не сюжет, а сто миллионов долларов, почти целиком вложенных не в актерские гонорары, а в постановку и спецэффекты.

На фоне этих двух мастодонтов остальные премьерные ленты выглядят, как актеры второго плана в фильме-бенефисе знаменитой кинозвезды. В первую очередь упомяну российскую комедию «Лови момент» (16+) - за хорошую сценарную идею. Взяты «Приходите завтра» (6+) и «Карнавал» (12+), добавлена щепотка «Моей морячки» (12+), все это хорошенько перемешано и перенесено в современность. В Голливуде этим успешно занимаются много лет - почему бы и нам не попробовать? К сожалению, все остальное в «Моменте» вдохновляет гораздо меньше - сценарист и продюсер Василий Ровенский, прославившийся очень посредственными комедиями («Одноклассницы», 16+), актеры, известные отнюдь не по актерским достижениям (Юлия Топольницкая, Юрий Быков, Алексей Кортнев), и режиссер-дебютант Антонина Руже. Но, может, на этот раз все у них получится?

«Ван Гоги» (16+).

Драма «Ван Гоги» - можно сказать, классический образец российского артхауса. Режиссер - легендарный Сергей Ливнев, известный как сценарист «Ассы», в ролях - Алексей Серебряков, Даниэль Ольбрыхский, Наталья Негода, Елена Коренева, Светлана Немоляева, Ольга Остроумова, Евгений Ткачук. Сюжет - взаимоотношения отца и сына на фоне психологического кризиса (они оба художники, откуда и название) - для российского артхауса также классический: такие ленты снимали, в частности, Сокуров и Звягинцев. Кстати, есть мнение, что именно для европейской раскрутки «Ван Гогов» Серебряков затеял весь этот странный февральский политический скандал.

 «Родители легкого поведения» (16+).

Из американских лент помимо упоминавшегося «Капитана Марвел» на этой неделе выходят комедия «Родители легкого поведения» и драма «Вокс люкс». Первая лента - настоящий трэш, правда, в нестандартном для трэша жанре (обычно это фантастика или фильм ужасов) и с на удивление хорошими актерами - Алек Болдуин и Сельма Хайек. Впрочем, и послужной список режиссера Фреда Вульфа, и название (в оригинале - «Пьяные родители»), и фабула (приключения американских алконавтов-неудачников) для трэша вполне характерны.

«Вокс люкс» (16+).

«Вокс люкс» - полная противоположность «Родителям легкого поведения»: артхаус, хотя и американский. Сюжет - «Звезда родилась» (18+), из которой убрали главного героя, а все его жизненные проблемы добавили героине. В роли певицы здесь не Леди Гага, а Натали Портман (по-моему, несомненный плюс), в одной из второплановых ролей - Джуд Лоу. Картина представлялась в главном конкурсе минувшего Венецианского фестиваля - правда, ничего там не выиграла, а отзывы критиков были разными.

«Гости» (16+).

И напоследок хоррор - «Гости». История заставляет вспомнить множество аналогичных лент из американской хоррор-классики, например, «Зловещих мертвецов» (18+): молодежная компания проводит уикенд на заброшенной даче, от скуки занимается всевозможными эзотерическими обрядами, за что и огребает по полной программе. Фильм, правда, не американский, а наш. Режиссер Евгений Абызов ранее снимал только камедиклабовские комедии, продюсер Георгий Малков тоже известен подобными работами, актерский ансамбль - из телесериалов. Так что, скорее всего, это не более чем очередной трэш.