Во многих лечебных учреждениях Кольского края уже полным ходом идет ремонт, закупается новое медицинское оборудование. Все это приметы перемен, которых ждут и медики, и пациенты.

Впрочем, модернизация не ограничивается лишь техническим перевооружением - предстоит изменить саму систему здравоохранения. Одно из направлений здесь - введение стандартов оказания медицинской помощи, утвержденных минздравсоцразвития РФ. Какова их роль в повышении эффективности работы лечебных учреждений, рассказала начальник отдела прогноза развития здравоохранения и развития программ минздрава Мурманской области Инга АНИСКОВА:

- Внедряются стандарты, касающиеся тех болезней, которые особенно активно влияют в нашей области на основные медико-демографические показатели, то есть на смертность, заболеваемость и инвалидность. В первую очередь, это сосудистые заболевания - все виды инсультов и инфарктов; пульмонологические - пневмония во всех возрастных группах и бронхиальная астма у детей, ряд гастроэнтерологических заболеваний, в частности острый панкреатит - тоже очень распространен среди северян. Стандарты введены также в онкологии - при злокачественных новообразованиях желудка, легких и молочной железы, и в службе родовспоможения при выхаживании детей с экстремально низкой массой тела. Подчеркну, что все заболевания, о которых идет речь, требуют значительных расходов на лекарства и повышенной нагрузки на медперсонал при выхаживании больных. Поэтому на внедрение 12 стандартов лечения этих высокозатратных заболеваний предусмотрено дополнительное финансирование из федерального Фонда ОМС, еще на 9 - из средств территориального.

- А в чем заключается суть стандарта оказания медицинской помощи, и для чего он все-таки необходим?

- Стандарт медицинской помощи - это документ. Минздравсоцразвития России утвердило более 500 стандартов лечения различных патологий. В каждом из них прописаны объем и частота применения диагностических исследований, рекомендуемые к назначению группы лекарственных препаратов, требования к результатам лечения, которые должны быть обеспечены пациенту с конкретным заболеванием или в конкретной клинической ситуации. К слову, в стандарте кроме мероприятий обязательных к выполнению в каждом лечебном заведении, в том числе и частном, также указаны и рекомендованные. И где бы пациент ни проходил лечение - в стационаре, поликлинике или санатории, а также при оказании ему скорой помощи врач должен соблюдать действующие стандарты. В любом стационаре, будь то областная или районная больница, помощь больному, например с инсультом, должна быть оказана одинаково.

Если врач выполнил стандарт медицинской помощи, значит, пациенту она оказана в полном объеме. Таким образом, в конечном итоге внедрение стандартов позволит повысить ее качество и доступность.

Но хочу подчеркнуть, что как таковые они и раньше существовали. Принципиальное отличие - в самом подходе к их выполнению. Сейчас стоит задача обеспечить финансово как медикаментозную их составляющую, так и зарплатную, поскольку объем нагрузки на медработников при выполнении всех требований новых стандартов увеличился.

- На нынешнем этапе Мурманская область для внедрения выбрала только 21 стандарт. Но в ряде регионов их количество доходит до пятидесяти, а в некоторых даже больше семидесяти. Почему такая разница?

- Определяющим здесь является объем средств, выделенных на реализацию этого направления программы модернизации. При этом каждый регион мог принять решение ввести у себя хоть сто стандартов. Но тогда финансовая наполняемость каждого из них стала бы меньше, и не было бы гарантии их выполнения.

Поясню на примере. Допустим, нам дали, условно говоря, тысячу рублей, и если установить десять стандартов, то на выполнение каждого из них будет приходиться по 100 рублей. А можно на эту же тысячу взять пятьдесят стандартов, но тогда их финансовая наполняемость составит уже 20 рублей. То есть «размоем» выделенные деньги, а в реальности обеспечить стандарты в полном объеме не сможем. Этой логикой и руководствовались все регионы. Каждому выделена конкретная сумма на эти цели, поэтому все исходили именно из имеющихся средств. Так же действовала и наша область. Кстати, первоначально из числа стандартов, за выполнение которых предусмотрено дополнительное финансирование федерального центра, планировалось ввести 5-6, потом увеличили число до 12. Но прежде чем определиться в выборе окончательно, затраты были тщательно просчитаны, проанализированы и только после этого согласованы с минздравсоцразвития России.

- Учитывая, что лечебные учреждения имеют далеко не одинаковый уровень оснащенности медицинскими кадрами, вероятно, не все из них могут работать по стандартам? Какие ЛПУ нашей области готовы это делать?

- Дополнительные средства для того и выделяются, чтобы обеспечить оказание медицинской помощи по стандартам. В нашей области их введение запланировано в 19 медицинских, то есть во всех областных и муниципальных ЛПУ, которые входят в систему ОМС. Для этого в рамках региональной программы модернизации здравоохранения предусмотрены приобретение более 1700 единиц необходимого медоборудования и повышение квалификации медицинских работников.

- Как уже сообщал «Мурманский вестник», федеральные средства на мероприятия, запланированные на нынешний год в рамках модернизации, в нашу область поступили. А кто из медработников может рассчитывать на получение доплат, которые предусмотрены введением стандартов?

- Средства, поступившие из федерального центра на повышение заработной платы, приобретение расходного материала и лекарственных препаратов в рамках данных стандартов, направлены в стационары и на повышение доступности амбулаторно-поликлинической помощи. Порядок использования лечебными учреждениями региона средств обязательного медстрахования и областного бюджета на эти цели разработан на основе федеральной нормативно-правовой базы.

В целом же выплаты предусмотрены медперсоналу отделений стационаров, участвующих в оказании медицинской помощи по стандартам, и специалистам с высшим и средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь.

Есть особенность в осуществлении стимулирующих выплат в поликлиниках. В них эти суммы для каждого специалиста индивидуальны и зависят от объема и качества услуг, оказываемых пациентам.

Обязательный перечень показателей (индикаторов) эффективности деятельности специалистов, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, и их минимальные значения утверждены приказом министерства здравоохранения Мурманской области. При этом для улучшения качества обслуживания пациентов руководителям учреждений дано право устанавливать более высокие значения показателей, дополнительные критерии качества с учетом конкретных условий работы. Отмечу, что прежде таких требований к участковым терапевтам, получавшим доплаты в рамках нацпроекта «Здоровье», не предъявлялось. Теперь, если эти показатели хромают, доплаты будут уменьшаться, вплоть до полного их лишения.

- Медики, успешно выполняющие требование стандартов, сумели уже ощутить прибавку к зарплате?

- Да. Внедрение стандартов потребовало внести изменения в систему оплаты медицинской помощи по обязательному медстрахованию, то есть в заключенное ранее между участниками ОМС соглашение о тарифах. И для всех учреждений, участвующих в их реализации, был установлен размер дополнительного тарифа. При этом предъявить счета в страховую компанию для дополнительной оплаты из средств федерального бюджета сможет только тот, кто обеспечит выполнение всех требований стандарта. Ведь он фактически является чеком государства на полную оплату по тарифу всего, что в него включено.

На внедрение стандартов лечения и повышение доступности амбулаторно-поликлинической медицинской помощи из федерального Фонда ОМС в Мурманскую область поступило 339,8 миллиона рублей. За восемь месяцев этого года на их внедрение в стационарах (с учетом затрат на дополнительные выплаты медперсоналу, приобретение расходного материала и лекарственных препаратов) израсходовано 131,6 миллиона рублей. Реализация в нашей области программы модернизации, направленной на повышение доступности амбулаторной помощи, позволила произвести дополнительные выплаты также и медработникам поликлиник. На эти цели специалистам с высшим и средним медицинским образованием, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, было выделено 32 миллиона рублей.

Хочу подчеркнуть, что по мере того, как станет расширяться правовая база на федеральном уровне, и мы будем вносить соответствующие корректировки в нормативные документы. И совершенно очевидно, что список работников, получающих прибавку к зарплате за качественную работу на уровне требований стандартов, в ближайшей перспективе будет расширен.

Ольга НУРЕЕВА.