Минфин опубликовал рейтинг российских регионов по качеству управления финансами. 85 территорий оказались поделены на три группы, в первую из которых попали 27 "лидеров", во вторую - 47 "середняков" и в третью - 11 "аутсайдеров".

В число регионов с наивысшим качеством управления бюджетами попали Москва и Санкт-Петербург, регионы Уральского федерального округа почти полным составом (кроме Курганской области и Югры), два региона из Центрального, три - из Северо-Западного, четыре - из Южного, по пять - из Приволжского и Сибирского федеральных округов. Среди субъектов Дальневосточного и Северо-Кавказского округов в круг лидеров смогли прорваться только Приморский и Ставропольский края.

В числе "хорошистов" оказалось большинство - 47 регионов из 85. В их бюджетной политике аналитики минфина обнаружили незначительные бреши: негрубые нарушения бюджетного законодательства или условий кредитования за счет федерального бюджета. В эту группу попали несколько лидеров прошлого года, к примеру, Тульская и Мурманская области, Башкортостан, Бурятия, Якутия и Югра. Региональные чиновники болезненно отреагировали на такое падение и связали его с резко изменившимися критериями оценки.

Что же касается "аутсайдеров", то их количество и качественный состав за последний год существенно изменились. Так, по итогам 2016 года в группе с низким качеством управления региональными финансами находились 15 регионов, а в 2017 году их осталось 11. Интересно, что Астраханская область и Ненецкий автономный округ, бывшие в их числе в прошлом году, нынче оказались сразу в лидерах. Костромская, Ярославская, Тамбовская области, а также республики Ингушетия, Северная Осетия и Хакасия шагнули выше на одну ступень рейтинга, а Магаданская область, Чукотский автономный округ, республики Карелия и Кабардино-Балкария, наоборот, опустились на шаг вниз.

Мониторинг министерство ведет с 2009 года, напоминает «РГ». Со временем методика усложняется, добавляются новые критерии. Это заметили и региональные чиновники, и эксперты. В этом году использовались семь групп индикаторов, в каждой из которых было от 8 до 23 параметров.

Также в рейтинге учитывалось качество бюджетного планирования, исполнения бюджетов, управления долговыми обязательствами и госсобственностью, оценивались финансовые взаимоотношения с муниципалитетами, степень прозрачности бюджетного процесса и выполнение майских указов.

"Присваиваемая субъектам РФ оценка качества управления региональными финансами является фактором нематериального стимулирования и определяет направления для повышения качества бюджетного планирования и исполнения бюджетов в субъектах РФ", - прокомментировали "РГ" в пресс-службе минфина.