В России достигнут рекордный уровень расслоения регионов по уровню развития СМИ. Таков главный вывод доклада, подготовленного фондом "Медиастандарт" и Комитетом гражданских инициатив Евгения Ясина совместно с исследовательской группой ЦИРКОН. Неоднородность отечественной медиасферы эксперты связывают с серьезным разрывом в финансировании СМИ: регионы-лидеры тратят на них в 100 раз больше аутсайдеров, пишет "РГ".

Для расчета MSindex использовались 48 различных индикаторов, разделенных на пять частных индексов: состояние среды для работы средств массовой информации; влияние власти, бизнеса, общественных организаций на работу СМИ; доступ аудитории к каналам потребления, реальное потребление и запросы на информацию; состояние самих СМИ; состояние медиаконтента.

По результатам исследования регионы были разделены на четыре класса. Рейтинг А получили 11 наиболее развитых регионов, среди которых лидируют Москва, Санкт-Петербург, Свердловская и Московская области.

Рейтинг B был присвоен 30 регионам со средним уровнем развития СМИ. В список вошла Мурманская область. Она заняла 15 строчку рейтинга.

Рейтинг С присвоили 31 региону с недостаточным уровнем развития СМИ, рейтинг D - 13 регионам с наименьшим уровнем развития СМИ.

Исследование показало: в тех регионах, где бизнес, власть и общество активнее влияют на СМИ, наблюдается и более качественный контент медиа. Важный тренд за годы наблюдений - возрастающее расслоение регионов по состоянию медиасферы. Это заметно, в частности, по уровню трат региональных бюджетов на поддержку СМИ. Всего в 2018 году регионы заложили на поддержку СМИ 45,6 млрд руб. Среди частных индексов наибольшее расслоение между регионами - по уровню медиаконтента, а наименьшее - по состоянию аудитории. Другими словами, аудитория разных регионов оказалась более однородной, чем остальные аспекты медиасферы.

Массовые опросы, проведенные по заказу "Медиастандарта", показали, что для 75 процентов россиян телевидение остается самым популярным каналом информации. На втором месте Интернет (48). Тройку лидеров замыкает печатная пресса (19).

Половина населения в целом доверяет средствам массовой информации. Самый высокий уровень доверия зафиксирован на Ямале (73 процента), в Севастополе (75) и в Крыму (78), самый низкий - в Ингушетии, Москве и Тамбовской области (58).

При всей разнородности отечественной медиасферы, где ощутим большой разрыв между лидерами и аутсайдерами, аудитория СМИ в различных регионах начинает обнаруживать общие черты. Она мало-помалу избавляется от безоговорочного доверия ко всему, что вещают по телевизору или пишут в газетах, и все чаще способна отличить правдивую информацию от ложной.